Дорога в никуда.

Нужно ли ужесточать наказание для халатных водителей?

Дети на дороге. Их безопасность, а нередко и жизнь, не всегда зависит от того, хорошо ли объяснили мама и папа правила дорожного движения. На прошедшей коллегии МВД были озвучены печальные цифры: за шесть месяцев этого года было зафиксировано 243 ДТП, погибли 18 детей, еще 251 ребенок получил ранения различной степени тяжести. В 90 процентах случаев виновниками аварий были взрослые. Дети, чаще совсем малыши, становятся жертвами выпитой водителем рюмки водки, невнимательности, позволившей не заметить дорожный знак, обычного «авось пронесет». Несчастье на дороге – случайность или цепь роковых событий, каждое из которых по отдельности не вопринимается взрослыми всерьез?

Правила существуют, чтобы их нарушать?

Брестская область по итогам полугодия — лидер по детской смертности на дороге. По данным на 14 августа текущего года, здесь произошло 52 ДТП, погибли 10 малышей. Во всех случаях, по словам представителей управления ГАИ Брестского облисполкома, виновниками гибели детей были взрослые.
Открыл страшную статистику случай, произошедший еще в начале года на 47-м километре автодороги М1/Е30 у деревни Пески. Водитель автобуса “Скания” не уступил дорогу двум мальчикам, 1996 и 2001 года рождения. Хотя ребята переходили проезжую часть по обозначенному “зеброй” и светодиодным мигающим светофором нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель приближающегося грузовика увидел, что ребята ступили на переход — в предрассветных сумерках на рюкзачках и одежде сверкали фликеры — и затормозил. Но в это время из-за грузовика на высокой скорости вылетела злополучная “Скания”. Мальчики погибли на глазах у своих сверстников, не дойдя до остановки, на которой их ждал школьный автобус...
Еще одна жуткая трагедия произошла под Малоритой накануне Пасхи. Ясным субботним днем со стороны Кобрина по направлению к Мокранам микроавтобус “Фольксваген Каравелла” вез на праздник в деревню большую семью. На перекрестке водитель не остановился, как того требует дорожный знак, и не уступил дорогу автобусу “Икарус”, ехавшему по главной дороге. В результате страшного столкновения погибли двое детей водителя “Фольксвагена” и еще один малыш. На месте аварии скончались также его тесть и теща, а жена умерла спустя несколько дней в больнице. В базе данных ГАИ мужчина числился в списке систематических нарушителей ПДД...
Много шума наделало ДТП на 18-м километре МКАД, которое сотрудники ГАИ Октябрьского района Минска между собой уже привыкли называть роковым. Молодой мужчина 1974 года рождения в состоянии алкогольного опьянения (1,6 промилле, как потом показала экспертиза) двигался на своем автомобиле со стороны улицы Кижеватова. Столкнувшись с попутным авто, продолжил движение и протаранил еще одну машину. В результате сам горе-водитель и его жена, к слову, тоже находившаяся в момент аварии “под мухой”, отделались ушибами и испугом. А их четырехлетний малыш получил закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга и перелом основания черепа.
С 12 августа в Беларуси снижен допустимый уровень содержания алкоголя в крови водителей с 0,5 до 0,3 промилле. И вот красноречивая цифра: в минувшие выходные и пятницу госавтоинспекция выявила 666 пьяных водителей. Это на 70 любителей нетрезвого вождения больше, чем за неделю до. Всего же с начала года был составлен протокол на 32 765 “выпивох”.

Наказание не должно стать преступлением?

С нарушителями борются по-разному. Если попался впервые, например, не пропустил пешехода, можно отделаться предупреждением. Сел нетрезвый за руль — получил административное взыскание. И только когда это случится второй раз за год, грозит возбуждение уголовного дела по статье 317?   УК РБ. Максимальное наказание в виде лишения свободы для пьяного водителя, ставшего виновником ДТП со смертельным исходом, — 7 лет. Как правило, они выходят на свободу по амнистии раньше. Максимальный срок лишения водительских прав — три года. То есть “подумал” где-нибудь “на химии” о своем поведении, и — вперед, рули снова?
Многие белорусы выступают за то, что пора ужесточать ответственность водителей за нарушение правил ПДД. Некоторые сторонники этой далеко не новой идеи приводят в пример Сингапур, где за вождение в нетрезвом виде провинившемуся грозит... порка! Быть может, не на промилле в крови надо делать упор, а на адекватности наказания преступлению? Увеличить срок заключения, штрафы, лишать прав пожизненно? Однако законники не спешат соглашаться:
— Карательные меры никогда не приводили к уменьшению числа преступлений, достаточно вспомнить историю, — считает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и судебно-правовым вопросам Николай САМОСЕЙКО. — Увеличить срок заключения? На сколько? Допустим, до 10 лет? Но наказание не должно в свою очередь становиться преступлением! Мы ведь хотим вернуть в социум полноценных людей, которые постараются исправить свои ошибки. А психологи уверяют, что бесполезно перевоспитывать человека, отбывшего заключение дольше восьми лет. Фактически это будет уже потерянный для общества индивидуум. Увеличивать штрафы? Тоже нужно с умом подходить. Наиболее вероятным вариантом решения проблемы с правонарушителями за рулем мне видится лишение водительских прав на длительный срок, а быть может, при наличии отягчающих обстоятельств, и пожизненно. Вот над таким изменением в существующем законодательстве стоит поработать.

О чем нужно предупреждать детей:

  • На регулируемых светофорами пешеходных переходах можно переходить улицу только на зеленый свет. Но даже на зеленый никогда не начинай движение сразу, сначала убедись, что машины успели остановиться и путь свободен.
  • На многих перекрестках устанавливают сразу несколько светофоров. К тому же у каждого светофора могут быть огоньки с двух, трех, а то и четырех сторон. Куда же надо смотреть, чтобы правильно переходить дорогу? Смотри на светофор, находящийся на противоположной стороне улицы, которую ты собираешься переходить. Если перед тобой зажегся зеленый свет, ты можешь идти через дорогу. Но будь осторожен! При зеленом сигнале транспорт может делать поворот направо. Поэтому прежде чем переходить улицу, посмотри налево и убедись, что поворачивающие машины уступают тебе дорогу.
  • При переходе дороги необходимо быть предельно внимательным: прекратить разговоры с друзьями, по мобильному телефону, не суетиться и не спешить.

Виктория ЦАРУК, старший инспектор по агитации и пропаганде отдела ГАИ Октябрьского РУВД г.Минска

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter