Нужно ли гордиться успехами ребенка?

Дорога к храму

Часто родители обращаются к священникам с таким вопросом: «Я горжусь успехами ребенка и говорю ему об этом — и это в нем формирует гордость за свой достигнутый результат. Это что — гордость или гордыня? Если я хочу, чтобы мой ребенок учился хорошо и был хорошим христианином, был успешен в жизни, разве это плохо? В чем разница между гордостью и гордыней?»


В духовном опыте Православной церкви нет никакой «праведной» гордости. И гордость, и гордыня — это наименования одного порока человеческой души. Святые отцы Православной церкви веками «разрабатывали» тему гордости и оставили для нас исчерпывающий духовный анализ этой проблемы.

Итак, мы должны помнить, что гордость — одна из главных страстей, поражающих человеческую душу. Гордость очень многообразна, и именно в душе христианина дьявол стремится поселить некую «праведную» гордость, стремится оправдать то, что достойно осуждения и искоренения.

Учеба в школе только на отлично — не самоцель и не должна ею быть ни для родителей, ни для ребенка. Особенно это касается христианских семей. Кроме того, любой успешный в жизни человек скажет нам, что десятки в школе и успех в жизни часто никак не связаны между собой.

«Я горжусь успехами ребенка и говорю ему об этом» — это, несомненно, одна из граней греха гордости. Другое дело, что нам с детства привита эта педагогическая модель — хвалить детей за хорошие оценки, а у детей — жаждать похвалы. В результате вырастает привыкший к похвале, жаждущий похвалы человек, не могущий жить без нее, человек без собственной внутренней самооценки, без собственного внутреннего удовлетворения от своей работы, своего творчества. А когда человек сталкивается с суровой правдой жизни, у него начинается депрессия: меня не ценят, меня не уважают, меня оскорбили и т.д. Православные родители не должны прививать ребенку порок гордости, который очень многообразен и на данном этапе может заключаться в привитии зависимости от похвалы. Нужно прививать культуру самооценки, построенную в том числе на духе христианского смирения.

В целом одобрять усердие и успехи ребенка нужно, но не слишком акцентируя на этом внимание. Надо помнить, что главное — спасение в вечности, общение с Богом, для чего нужна добрая душа. Нужно оценивать ребенка, как и любого человека, в комплексе, при этом первостепенное значение придавать духовному развитию, доброте, высоте и богатству души, а во-вторых — внешнему образованию и всему остальному.

Христианину лучше отказаться от концепции «успех в жизни» в ее современном понимании. Гораздо полезнее и для родителей, и для ребенка принять следующую концепцию: «Мы хотим распознать в ребенке таланты, заложенные в него Богом, понять вместе с ним, в чем его земное предназначение, и помочь ему это предназначение выполнить. Когда все это у нас получится, мы скажем: «Господи, слава Тебе, что Ты помог нам вместе все это сделать. Мы не смогли бы этого без Твоей помощи». Вместо гордости благодарим Бога за все, за нашу жизнь, за детей, которых Он нам подарил, за таланты, которые Он в них вложил».

Школа, кружки, домашнее воспитание — все это призвано обнаружить сильные стороны личности ребенка, его таланты и дарования и сделать первые шаги в их развитии.

Если родители не дадут ребенку правильного духовного воспитания, не научат правильно духовно оценивать себя, окружающих и свою жизнь, считайте, что все пропало.

Гордиться не надо ничем и никогда. «За все благодарите», — призывает всех нас апостол Павел (1 Фес. 5,18).

Протодиакон Павел Бубнов
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter