Дорога к диплому станет короче

Эксперты иногда иронизируют: высшее образование у нас уже стало таким массовым...

Эксперты иногда иронизируют: высшее образование у нас уже стало таким массовым, что еще чуть–чуть — и превратится во всеобщее. Судите сами. За полвека число студентов увеличилось вшестеро, на первые курсы вузов зачисляется по 90 тысяч человек в год. Только в Минске 70 процентов одиннадцатиклассников продолжают потом свое обучение на высшей ступени. Но количество вовсе не должно затмевать качество. Наоборот, от вузов требуют еще выше поднять планку знаний, еще интенсивнее, по меркам сегодняшнего дня, учить своих подопечных. Это очень непростая задача. Тем не менее уже с 1 сентября большинство университетов и институтов будут работать по новым правилам. Говорят, что не за горами то время, когда в прошлом останется и само понятие «пятилетнее обучение». За счет чего урежут сроки получения диплома и не пострадает ли от этого качество знаний, выясняла корреспондент «СБ».


Между теорией и практикой


В одночасье изменить подходы к получению высшего образования, мягко говоря, непросто. Но перемены неизбежно затронут как первую ступень обучения (непосредственно получение высшего образования), так и вторую, то есть магистратуру. Министр образования Сергей Маскевич объяснил, что прежде всего решено пересмотреть содержание образовательных программ и сделать акценты на практику. В мае представители вузов должны утвердить новые рабочие программы, которые начнут действовать с сентября. Что же изменится?


Особое внимание — так называемому социально–гуманитарному блоку. Речь о дисциплинах, расформированных по четырем группам, или модулям: философия, политология, история и экономика. Каждый из модулей включает набор как обязательных для изучения, так и дополнительных предметов. Таким образом надеются избавиться от застарелого вузовского недостатка — бессмысленного дублирования школьной и университетской программ. Как новинка будет работать на практике, рассказал Вячеслав Молофеев, ответственный секретарь приемной комиссии БГУ:


— Изменения произойдут на всех факультетах и в первую очередь коснутся философии, психологии, экономики, истории, педагогики, словом, всех предметов, которые входят в социально–гуманитарные модули в качестве дисциплин как основных, так и по выбору. Кроме того, есть предложение, чтобы специализацию перенести на магистратуру. Например, на специальности «Математика» среди специализаций есть «Веб–программирование» и «Интернет–технологии», основной акцент на это разделение будет сделан в магистратуре, а для остальных студентов расширят дисциплины по выбору.


Но из всякого правила есть исключение. Как рассказали в университетах, на тех факультетах, где предметы из социально–гуманитарного блока являются профильными, об урезании программы вопрос не стоит. Скажем, на истфаке предметы исторического профиля сохранят прежний статус, зато сократится количество пар по экономике, социологии, педагогике. В свою очередь, на экономфаке никто не покушается на экономические дисциплины. Особняком оказалась физкультура: ее исключили из социально–гуманитарного блока и отнесли к дополнительным видам обучения. Теперь на спортивные занятия рекомендовано отводить 4 часа в неделю на всех курсах, за исключением выпускного. Так что подружиться со спортом студентам все же придется... Интересно, что сейчас на изучение социально–гуманитарных дисциплин в учебном плане предусмотрено более 1,5 тысячи часов, из них лишь треть отводится на самостоятельную работу. А с 1 сентября все кардинально переиграют: упор будет сделан именно на самообразование — лекции и практические займут в неделю максимум 30 часов. Да и сам учебный план уменьшится — примерно на 300 часов.


Волнует абитуриентов и другой животрепещущий вопрос: не подпадут ли под сокращение иностранные языки? Нет, потому что к социально–гуманитарному блоку их, к счастью, не отнесли. Впрочем, сложно не согласиться с Сергеем Маскевичем: изучать иностранный язык в вузе — несерьезно. Поступая, абитуриент уже обязан владеть им настолько, чтобы использовать как инструмент, продолжать обучение на английском, немецком, французском... Нет повода для беспокойства и у тех, кто собрался в языковой вуз: там тоже пожертвовали лишь вспомогательными дисциплинами. Наталья Баранова, ректор Минского государственного лингвистического университета, подтверждает, что теперь студентам придется меньше времени проводить в аудитории и больше заниматься самостоятельно:


— В нашем университете обязательные дисциплины — это иностранные языки, а также белорусский и русский. Но, например, на факультете межкультурных коммуникаций к специальным предметам относится еще и культурология, поэтому там ее также не сократят.

Меньше, но не хуже


Руководители вузов считают, что подобное сжимание программы позволит сократить период обучения на целый семестр, а то и на два. Не исключено, что уже с сентября 2013 года вожделенный вузовский диплом можно будет получить всего за 4 — 4,5 года. Обучение в магистратуре, наоборот, возможно, увеличат до двух лет. Правда, с окончательным решением многие учебные заведения пока не торопятся, ведь, как замечает Вячеслав Молофеев, прежде чем определиться со сроками обучения, нужно все тщательно продумать, утвердить планы, в том числе и согласовать их с работодателями. Потому что неизбежно возникнет вопрос: что же делать с двойным выпуском в университетах?


На некоторых факультетах и вовсе могут не резать программу. Ведь очевидно, что ударными темпами непросто подготовить отличного врача или высококлассного переводчика. Такое мнение разделяет и Наталья Баранова:


— Что касается сроков обучения, то будущий год пройдет без изменений. Для нас главное — не снизить качество подготовки, поэтому в дальнейшем пять лет обучения останутся, например, на таких специальностях, как «Современные иностранные языки (перевод и переводоведение)», где студенты изучают два языка и один из них, как правило, редкий и очень сложный. Турецкий или китайский будущим переводчикам приходится учить с нуля, а для этого требуются большие объемы учебного времени.


Как бы то ни было, отмечают в университетах, главное — переходить к новым образовательным программам поэтапно. Не гнать с места в карьер. Не рубить сплеча. Сейчас представители вузов как раз взвешивают все «за» и «против», разрабатывают новые учебные планы и прикидывают, как реформы отразятся на качестве образования. А оно не должно пострадать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter