Домик с видом на бизнес

Можно ли заработать на хатке в деревне? Что общего между дачами доктора Здановича и современными усадьбами? Сколько стоит отдохнуть на берегу озера? Об этом беседа с председателем правления ОО “Агро- и экотуризм” Валерией КЛИЦУНОВОЙ.

— Агроэкотуризм — удел одиночек или четко структурированной организации?
— Сейчас это, как правило, семейное дело. В нашем каталоге 100 усадеб. Этого, безусловно, мало. Необходимо раз в десять больше. Тогда можно будет говорить, что у нас формируется новая индустрия, отрасль. К слову, недавно нашу страну посетил с визитом генеральный секретарь Всемирной туристической организации Франческо Франжиалли. Конечно, мы не можем конкурировать в области памятников культуры, потому что есть Италия, Египет и так далее, но мы можем более эффективно использовать наше богатство: удивительную природу и отзывчивость наших людей. Отдых в деревне, посещение усадеб — это одно из самых интересных наших предложений зарубежным туристам. И не случайно девизом для своей организации выбраны слова Короткевича “Гэта край раскрытых душ і дзвярэй”. Белорусская душа, теплота, добросердечность — это то, что выделяет нас на международном рынке.
— В чем главные принципы сельского туризма?
— Ненанесение вреда природе, участие местного населения в турбизнесе и перераспределение доходов от него в пользу регионов. Ну и, конечно, высокий уровень сервиса.
— Какой доход он приносит?
— Для сельчанина, который имеет свое личное подсобное хозяйство, дополнительные 100 долларов в месяц неплохая прибавка к семейному бюджету: или дом пустует или к вам приезжают “дорогие гости” и оставляют вполне приличную сумму денег. Если речь о городском жителе, который построил в деревне домик и вынужден нанимать персонал, покупать продукты на рынке или у соседей, то здесь уже суммы должны быть совершенно другие — это где-то порядка 400 и более долларов в месяц. Но бизнес этот доходен во всех случаях. Просто может быть разный уровень рентабельности. Для сельского жителя это сто и более процентов, а для городского — несколько меньше. Многое зависит также и от состояния сдаваемого жилища, его месторасположения, интенсивности посещений. Все, что находится возле Минска — очень хорошо продается в любое время года. А если усадьбы подальше, то здесь фактор сезонности играет более значительную роль, и основной наплыв приезжих приходится на летние месяцы и на выходные дни.
— Ездят ли к нам иностранцы?
— Да. Но, как показывает мировой опыт, 80 процентов любителей “тихого” отдыха — это свои граждане.
— И сколько нужно выложить за день?
— Полагаю, что сейчас у нас цены высоковаты, потому что спрос превышает предложение. Но мы всегда на семинарах говорим — смотрите на дома отдыха, на здравницы. Мы должны быть конкурентоспособны. Думаю, что за 20 долларов в сутки сегодня можно рассчитывать на приличный отдых с трехразовым питанием. Но эта сумма может значительно колебаться как в большую, так и в меньшую сторону. В роскошных усадьбах, где эксклюзивный интерьер, много мебели ручной работы, рядом река или озеро, проводятся ролевые бизнес игры — проживание, безус-ловно, будет дороже.
— Сколько у нас таких усадеб?
— Около десяти.
— Какие услуги в них предоставляются?
— Во-первых, там красивые места. К примеру, в “Кроловой хате” в Россонском районе дом расположен на берегу озера. Хозяин и его сын занимаются байдарками. Отсюда и предложения: походы на байдарках, краеведческие маршруты. Здесь вам покажут и курган Рогнеды, и места наполеоновских сражений, и машеровские землянки. Организовываются также велотуры. Такой активный отдых по-своему привлекателен. А вот владелица усадьбы “Свитязанка” Анна Ивановна Китун славится своими кулинарными способностями. Она знает белорусскую кухню от и до, проводит мастер-классы. Хочешь научиться печь хлеб? Пожалуйста.
— Как зарождался агроэкотуризм?
— Нашей ассоциации пять лет.
— Она создавалась с чистого листа?
— Да. Вначале мы опубликовали несколько статей. Суть их: на селе можно жить интересно и зарабатывать при этом деньги. Кто думает так же, позвоните нам. Были тогда и скептики: мол, никто не позвонит, наш народ еще неготов. Ничего подобного: телефон звонил, люди начинали беседу примерно одинаково: “Вы знаете, у нас похожие мысли”. Так появилось наше объединение, стали реализовываться специальные программы, пошли гранты. Были подготовлены преподаватели. Наше объединение из года в год расширялось. Сейчас в нем более 400 человек. В прошлом году появился, считаю, довольно прогрессивный Указ Президента за номером 372 “О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь”. Указ лаконичен, емок. В нем намечены основные вехи. В нынешнем августе прошла новость, что Бел-агропромбанк будет помогать кредитами.
— Кому их будут давать?
— Одно из главных условий для получения ссуды — нужно доказать, что ты способен их эффективно вложить. Использование денег — строго целевое.
— Какие юридические рамки для занятия сельским туризмом существуют?
— Если вы прописаны и постоянно проживаете в сельской местности, тогда вы не облагаетесь никакими налогами, действует упрощенная система — одна базовая в год. Но можно также зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и сдавать свой дом в аренду. И, в-третьих, есть возможность организовать солидный бизнес.
— У нас есть такие фирмы?
— Конечно. Тот же “Трайпл” с его туристической деревней. Под Могилевом открыта “Корчма”.
— Нужно ли вводить лицензирование этой деятельности?
— Нет. В то же время определенная система необходима. В частности, для членов нашего объединения уже разработаны четкие стандарты.
— Реклама — двигатель деревенского туризма?
— Да. Мы уже выпустили семь буклетов, функционируют три интернет-сайта, участвуем в выставках. Вторая наша задача — это обучение. Проводим семинары, составляем индивидуальные программы и так далее.
— Каковы предварительные итоги нынешнего турсезона?
— Прекрасные. Практически все усадьбы были заняты.
— Этот вид отдыха нечто совершенно новое или хорошо забытое старое?
— В Беларуси связь города с деревней всегда была тесной. Достаточно вспомнить каникулы у бабушки. А еще раньше под дачи возле Минска сдавал землю в аренду доктор Зданович (в царские времена купцы, аристократия любили снимать домики на лето). Можно вспомнить и помещика Наркевича-Йодку, который приглашал к себе в имение лечиться. Однако в организованной форме этот вид отдыха получил распространение только в последнее время. Кстати, сельский туризм упомянут и в госпрограмме возрождения села.
— А на Западе?
— Там это невероятно популярно. А начиналось все лет 30—40 назад с Франции и Италии.
— Что нам предстоит в ближайшие годы сделать?
— Нужно подтягивать инфраструктуру. Конечно, каждый хозяин самостоятельно обустроит свою хатку, но ведь нужна еще хорошая дорога, кафе, музеи, прокат велосипедов. И здесь без помощи властей не обойтись.
— То есть роль государства велика?
— Естественно. Оно устанавливает правила игры, определяет механизмы финансовой поддержки и влияет на кадровую проблему. Что касается последнего, то надеюсь, что скоро в вузах будут готовить студентов по специальности агротуризм. Нужны также курсы переподготовки кадров.
— Если речь зашла о пресловутом административном факторе, то, может, следовало бы доводить до каждого района план “по открытию объектов агротуризма”?
— Не дай бог. Человек должен прийти к этому сам, он должен созреть для этого. Не у каждого может пойти дело.
— Кто они, нынешние хозяева усадеб?
— Очень активные люди. Есть среди них композиторы, музыканты, спортсмены, ремесленники, фермеры... Они настоящие патриоты. Они убеждены, что место, где они живут, достойно того, чтобы о нем узнали во всем мире.
— Как открыть свое дело?
— Достаточно обратиться к нам. Мы даем первоначальные консультации, оцениваем место, организовываем курсы, помогаем в составлении бизнес-плана.
— Можно ли сегодня сделать такой вывод: если кто-то, обладая необходимыми личностными качествами и имея дом в деревне, захочет зарабатывать на туризме, то ваша организация поможет и у новичка все получится?
— Однозначно — да.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter