Прошлись по залам музея «Спасенные художественные ценности» с Ириной Таримой, которая его создавала

Домик с окнами в сад

Около двух тысяч икон, среди которых старообрядческие, иконы в серебряных окладах, а также бурятские иконы-танка... Фаберже, Айвазовский, Врубель, Мясоедов, Клевер… Китайские и японские вазы, старинная мебель, фарфор… Музей «Спасенные художественные ценности», или «Спасенка», как с любовью говорят брестчане, — филиал Брестского областного краеведческого музея. Вся экспозиция состоит из произведений искусства, конфискованных Брестской таможней при попытке контрабандного вывоза их за рубеж. Музей уникальный, единственный в своем роде не только в нашей стране, но, возможно, и в мире. Этих слов не боится искусствовед Ирина Николаевна Тарима — одна из его создателей, которая заведует музеем на протяжении почти 35 лет.

Сохраним для потомков

Музей размещается в старинном особняке, который является культурным памятником 20‑х годов прошлого века. Вплоть до передачи музею был жилым. Из окна кабинета Ирины Николаевны виден Городской сад, который стал новой достопримечательностью Бреста несколько лет назад.

— Люблю там гулять, — признается искусствовед. — Люблю Брест и очень радуюсь тому, как город преображается.

С сада, красивого дедушкиного сада в брестском микрорайоне Граевка у Ирины Николаевны, можно сказать, и начался путь в искусство (Ирина Тарима с красным дипломом окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде). С родителями повезло — они умели видеть прекрасное. Со школьным педагогом Георгием Михайловичем Михайловским тоже — он коллекционировал репродукции картин из журнала «Огонек» и приносил детям в школу, рассказывал о художниках.


— Мы тоже стали собирать репродукции. К окончанию школы у многих увлечение прошло, а я стала покупать книги по искусству, — улыбается Ирина Николаевна.

С первым рабочим местом тоже все сложилось надлежащим образом — Тарима устроилась в областной музей, где директором была Тамара Адамовна Слесарук. Она учила молодых сотрудников, что музей — это храм, где служат искусству и истории.

Потом семь лет Ирина Николаевна работала искусствоведом — контролером управления культуры Брестского облисполкома в составе группы, осуществлявшей контроль за вывозом культурных ценностей из СССР.

Идея создать «Спасенку» вызревала не один год, вспоминает Ирина Тарима:
— В 1953 году областной краеведческий музей получил от таможни первые экспонаты — 30 икон и изделий медного художественного литься. К концу 1980‑х собралась немалая коллекция. Мы ее периодически показывали делегациям, гостям города. Когда организовали первую выставку, очереди стояли, чтобы посмотреть. Иконы в провинциальном городе — это была новинка. В итоге приняли мудрое решение создать отдельную экспозицию, а потом музей из конфискованных ценностей. За год с небольшим творческая группа, в которую входила и я, разработала концепцию, и 4 февраля 1989 года музей открылся.

Без случайных людей

За 35 лет «Спасенку» посетили 1,5 миллиона человек. Ежегодно в музее проводится около 800 экскурсий. Ирина Николаевна рассказывает с улыбкой:
— У меня посетители иногда спрашивают, каково работать в окружении старинных намоленных икон, среди картин? Работать прекрасно. Аура искусства и духовности вдохновляет и поддерживает.
Но некоторые представляют, что наша работа — это экскурсии, а остальное время мы сидим и сторожим экспонаты. Но не так же! Даже двух одинаковых экскурсий не бывает. А комплектование, научные исследования, создание каталогов и выставок?

О многих предметах искусства Ирина Николаевна рассказывает подробно. О некоторых почти ничего не известно.

— Иконы таможенники находили порой распиленными на части. Откуда они? Из храмов или домовые, семейные? Картины поступали без рам. Экспонатам требовалась реставрация и атрибуция — установление авторства, определение места и времени создания. Когда открывался музей, этим предстояло заниматься в первую очередь мне. Изучаешь, описываешь предмет, и он становится почти семейной реликвией, становится тебе дорог, — неожиданно Ирина Николаевна призналась, что по причине привязанности к музейным экспонатам дома ничего не коллекционирует.

В одном из залов экспонируется «Портрет девочки», написанный в 1900 году, это как раз такой случай — автор пока неизвестен. Так что работникам, которые придут на смену нынешнему поколению музейных сотрудников, дел хватит. Тем более что на помощь исследователям приходят новые технические средства.

Интересуюсь, смогут ли работать в музее случайные люди? Ирина Николаевна отрицательно качает головой:

— Исключительно коллектив единомышленников. В областном краеведческом музее, в нашем филиале работают только увлеченные люди.

Отдать нельзя оставить

Поначалу «Спасенка» вообще ни с кем не делилась своим достоянием. Лишь в 1990‑е годы по согласованию с Министерством культуры начали понемногу передавать иконы. Уже около шести тысяч образов переданы белорусским православным храмам.

— В первом зале мы рассказываем посетителям, что в 1987 году таможней был задержан антиквариат — оружие XVIII-XIX веков, восточная посуда, русские самовары. Оказалось, предметы похищены из музея столицы Афганистана Кабула, — Ирина Тарима обращает наше внимание на фотографии в витрине.


А однажды музейные работники обнаружили на одной из икон шифр Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Выяснилось, она была украдена. Тоже вернули.

— Больших храмовых икон у нас мало — это иконы XVI-XVIII веков, — продолжает Ирина Николаевна. — Контрабандисты везли за границу в большинстве маленькие, которые легко было спрятать. Представители церкви не возражают, что иконы находятся в музее. Владыка Иоанн, архи­епископ Брестский и Кобринский, нас благословил.

Спрашиваю, обращались ли музеи с просьбой поделиться экспонатами.

— Вскоре после открытия «Спасенки» написали из художественного музея Полтавы с просьбой передать картину Григория Григорьевича Мясоедова «Морской пейзаж», мотивируя тем, что последний период жизни он провел в Полтаве. Конечно, мы отказали, объяснили, что она в экспозиции, — вспоминает Ирина Николаевна.

Тепло для всех

Новыми экспонатами «Спасенка» уже не пополняется с такой скоростью, как было в 1990‑е. Из России антиквариат не вывозят, там сформирован свой рынок ценностей. Но музей не застыл в прошлом времени, он живет. В 2016 году завершен ремонт и открылась обновленная экспозиция. Проходят выставки, концерты, встречи с творческими людьми. Ирина Тарима делится планами:
— В постоянной экспозиции только десять процентов из собрания ценностей. По мере того как иконы реставрируются, делаем тематические выставки. Как, к примеру, в октябре к празднику Покрова. Ближе к Новому году запланировали большую выставку икон Богоматери.
А еще здесь всегда рады молодым творческим брестчанам, которые пока не вступили в союз художников и не претендуют на большие залы. Новые имена мы увидели и на выставке «Столп Берестейский», где представлены работы с пленэра, приуроченного к 1035‑летию крещения Руси и 375‑летию мученической кончины преподобномученика Афанасия Брестского.

Ирина Николаевна знает о «Спасенке» все, и даже больше:

— Наш музей камерный, маленький, где можно не спеша насладиться тем или иным экспонатом и все впечатления разложить в голове по полочкам, что практически невозможно за одну экскурсию в большом музее.




kozlovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter