Дома историй

Прочитывая книгу страница за страницей, погружаясь в жизненные перипетии киношных персонажей, невольно по ходу сюжета начинаешь примерять жизнь главных героев на себя...

Прочитывая книгу страница за страницей, погружаясь в жизненные перипетии киношных персонажей, невольно по ходу сюжета начинаешь примерять жизнь главных героев на себя. Не только их сущность, но и быт, привычки, образ жизни... Даже место действия становится если не родным, то до боли знакомым... А ведь у многих полюбившихся читателям и зрителям героев, точнее, у их прообразов действительно были настоящие дома и квартиры. Существуют они и поныне.


Так не хотите ли вы побывать в гостях, скажем, у Шерлока Холмса или прогуляться под мрачными сводами замка графа Дракулы? Не желаете ли пройтись по тихим улочкам Белых Рос? Кто знает, возможно, вам вновь захочется взять книгу в руки, пересмотреть любимую ленту и отправиться в мир приключений и светлой ностальгии...


Гостеприимный уголок графа Дракулы


В Румынии решается вопрос о судьбе замка графа Дракулы — самой популярной достопримечательности страны. Перед вступлением в Евросоюз в 2007 году правительство страны решило передать право собственности на замок Донимику фон Габсбургу. Потомок мифического графа работает архитектором, постоянно проживает в Нью–Йорке и является внуком румынской принцессы Илеаны.


Замок, расположенный недалеко от городка Брашов, был построен в 1212 году немецкими рыцарями и впоследствии принадлежал принцу Владу Цепешу Валахскому, вошедшему в историю как Влад Закалыватель. Он и стал прототипом графа Дракулы. В настоящий момент стоимость замка оценивается в 25 миллионов евро.


Элементарно, Ватсон


Бейкер–стрит, 221–6 — самый известный адрес в мире. Дом Шерлока Холмса в Лондоне был построен в 1815 году. С 1860 по 1934 год находился в частном владении, в нем располагался пансион. Шерлок Холмс и доктор Ватсон жили здесь приблизительно с 1881 до 1904 года. Знаменитая квартира располагалась на втором этаже пансиона, где заправляла хозяйка миссис Хадсон. Семнадцать ступенек ведут с первого этажа до кабинета на втором, где вместе работали легендарный детектив и его друг.


Рядом с кабинетом в задней комнате — спальня. По описаниям доктора Ватсона мы знаем, что кабинет, выходящий на Бейкер–стрит, был тесноват. Однажды Холмсу пришлось сделать всего шаг, чтобы выйти из спальни в кабинет и задвинуть занавески. В другой раз в кабинет вошел человек, который был таким громадным, что заполнил собой почти всю маленькую комнату.


27 марта 1990 года в доме был открыт Музей имени Шерлока Холмса. Он работает ежедневно с 10.00 до 18.00.


Здесь любил гулять Берлиоз


Прообразом «нехорошей квартиры» — № 50 в доме 302–бис по Садовой улице в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», где поселился Воланд и его свита, — послужила квартира № 50 в доме № 10 по Б. Садовой улице в Москве. Здесь в 1921 — 1924 годах жил известный писатель. Вымышленный номер 302–бис — это зашифрованный номер 10–го здания–прототипа по формуле 10=(3+2)х2. Кроме того, фантастически большой номер (ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким номером) должен подчеркнуть нереальность происходящего, так же, как и невероятно большой номер отделения милиции, выдавшего паспорт дяде Берлиоза Максимилиану Андреевичу Поплавскому, — 412.


Квартира № 50 запечатлена также в ряде рассказов и фельетонов Булгакова: «Псалом», «Самогонное озеро», «Воспоминание...» и др. Первая жена Булгакова Т.Н.Лаппа так вспоминала квартиру № 50: «Эта квартира не такая, как остальные, была. Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево... Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна... В основном в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: «Спасите! Помогите!» Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит — соседи закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели». Позже, в 1934 году, писатель переехал в трехкомнатную кооперативную квартиру в писательском доме по адресу Нащокинский пер., 3–5, кв. 44.


Сейчас в «нехорошей квартире» расположен культурный центр и музей «Дом Булгакова» — единственный постоянно действующий музей писателя в Москве и единственный в России ночной музей (с 2006 года он работает круглосуточно). В доме находится памятник Булгакову, у входа — барельеф на темы романа «Мастер и Маргарита», работает кафе «302–бис», проводятся выставки, лекции булгаковедов, поэтические вечера, спектакли.


Старушка с процентами


Дом старухи–процентщицы из романа «Преступление и наказание» расположен в Петербурге по адресу: канал Грибоедова, 104. Достоевский, как и его герой, тоже хорошо «знал и изучил» этот дом. Прежде всего он установил, что здание имело два входа и выхода. Это очень важно для детективного сюжета. В день убийства Раскольников шел через Среднюю Подьяческую.


В романе прямо не сказано, как возвращался герой романа к себе после убийства. Однако можно предположить, что, боясь быть узнанным, Раскольников вышел уже через другие ворота на «канаву», иначе Достоевский вряд ли бы стал писать о том, что в этом доме было двое ворот.


Войдем вслед за Раскольниковым в первый, большой, двор этого дома. Вместе со вторым двором — узким и темным — он составляет типично петербургский двор–колодец. Когда мы повернем сразу же из ворот направо и станем подниматься к старухе, то поймем, что лестница действительно была узкая. И если бы Раскольников после убийства попытался спуститься по ней и пройти мимо тех, кто поднимался в квартиру ростовщицы, его бы непременно заметили.


Поднимемся вместе с героем романа по лестнице. Кое–где на ней сохранились медные набалдашники. Квартира старухи — на четвертом этаже, квартира, где спрятался Раскольников, — на втором. Выходим через вторые ворота на канал. Повернем налево и по проспекту Римского–Корсакова подойдем к Большой Подьяческой. Вероятно, на этой улице и была та самая распивочная, где Раскольников встретил Мармеладова.


Приключения Тома Сойера и Бекки Тэтчер


Дом Бекки Тэтчер, знаменитой подружки Тома Сойера, расположен в исторической части города Ганнибал, штат Миссури в США. Этот район неразрывно связан с детством писателя Марка Твена и его романами о Томе Сойере и Гекльберри Финне. Когда–то в этом доме жила Лора Хокинс, которая была одноклассницей Сэмюэля Клеменса (так звали на самом деле Марка Твена) и послужила прототипом Бекки Тэтчер.


Власти города Ганнибал собираются отремонтировать знаменитый дом. Работы потребуют около 1,4 миллиона долларов, из которых 250 тысяч поступят от Музея детства Марка Твена. Ремонт предусматривает в том числе организацию пандуса, чтобы дом было удобно посещать инвалидам.


В мае этого года в Ганнибале уже был открыт музей Гекльберри Финна. Здание находилось позади дома, где вырос Сэмюэль Клеменс. Прототипом для Гека Финна послужил друг детства Твена Том Блэкеншип, живший в этом доме.


Белые Росы


Деревня Белые Росы... У миллионов зрителей теплеет на душе от одного только этого названия. Благодаря замечательной, поистине народной кинокомедии Игоря Добролюбова  и Алексея Дударева «Белые Росы», снятой на «Беларусьфильме» в 1983 году, эта симпатичная деревенька прославилась на всю тогда еще огромную страну. А ведь снимали фильм в Гродно, и «роль» Белых Рос «сыграла» реальная белорусская деревня, вошедшая в черту города.


Девятовка — именно так на самом деле называется прославленная деревня–«кинозвезда». Белыми Росами она именовалась лишь те два месяца, пока шли съемки фильма. Но нежно–поэтическое название отнюдь не кануло в Лету. «Белыми Росами» именуются магазины, ресторан и даже новая улица города.


Прототип Белых Рос не просто благополучно дожил до наших дней, но и, в отличие от многих поглощенных городами деревень, смог сохранить свою индивидуальность. Здесь до сих пор помнят историю деревни, а в музее одной из гродненских гимназий Девятовке посвящено несколько стендов. Реальная судьба Девятовки идентична той, которая досталась ей согласно киносценарию. В начале 80–х городские новостройки вплотную приблизились к деревне.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter