Лиозненский дом ремесел сберегает местные традиции и гордится картиной Марка Шагала «Дом в Лиозно»

«Дом в Лиозно» от Марка Шагала

Заместитель председателя Лиозненского райисполкома Елена Дайнеко восторженно называет свой район центром Европы, а Дом ремесел лучшим. Постараемся объяснить почему.

Фото belayarus.by

— Чем выделяется наша Лиозненщина? Район часто входил в состав Российской империи, до этого в Могилевскую губернию, постоянно территории заселяли разные национальности. Поэтому и культура русско-белорусская, и язык «трасянка», и костюмы смешанные. Как только гости входят в наш холл, их встречает уникальный региональный символ — лиозненский паучок. Состоит он из 400 «модулей», в прошлом у белорусов эти изделия были распространены так же, как сейчас новогодние елки. Хозяйка вместе со всеми членами семьи мастерила паука, украшала им красный угол дома. Считалось, что в его «модули» впитывалась вся негативная аура, так что через год его сжигали и из остатков соломы плели нового, — рассказывает директор Дома ремесел Инесса Самусенко.

Заходим в выставочный зал, где сразу несколько творческих проектов: постоянная экспозиция, выставка-продажа женских украшений «Вясновы настрой», батлейка. Раньше были популярны такие театры на колесах. Кукольные представления пользуются спросом у современного зрителя, особенно у детей — на Новый год мастера показали спектакль «Царь Ирод», сейчас работают над постановкой про «беларускую мову».

— Попросили учителей написать, как возникли названия близлежащих деревень, скоро в игровой форме расскажем, как появились Ковали или Бабиновичи, — примечает директор.

Осматриваюсь, выделяя не­обычные рушники (по словам Инессы Михайловны, узоры на них традиционные и восстановленные), лоскутные покрывала, много изделий из соломы и даже несколько шапок, точь-в-точь как у крестьян на полотнах художников. Корзины в технике спирального плетения из соломы и лозы. Раньше такая работа, требующая большой физической силы, отводилась мужчинам, но в Лиозно с ней справляются мастерицы.

В Лиозненском доме ремесел.
Фото lioznonews.by

— Наши предки практиковали безотходное производство: все, с чем они соприкасались, превращалось в какие-либо изделия. Если гончары лепили горшки, то оставшиеся кусочки глины шли детям на свистульки, — отмечает Инесса Самусенко. — Или лоскутная техника пошива — еще один пример того, что раньше ничего не выбрасывали. Все кусочки ткани складывали отдельно, а зимними вечерами хозяйки вручную прошивали их, создавая одеяла, ковры… Шапки-«аблавухі» составляют белорусский народный костюм. Их валяли из шерсти, они в холод сохраняли тепло.

В коридоре галерея с портретами славных уроженцев Лиозненщины. Среди них генерал Иосиф Гурко, оперная певица Людмила Ганестова, ведущий картофелевод БССР Петр Альсмик. А еще Марк Шагал: здесь жили бабушка и дедушка художника. Многие исследователи считают, что Лиозненщина во многих его произведениях нашла отражение... Например, Шагал написал картину «Дом в Лиозно».

В кузнице кадров — мастерской, где творят учителя с учениками, на стене панно в технике мокрого валяния, посвященные Яблочному и Медовому Спасу. В такой же кузнице швеи ткут рушники на ручных станках. Удивительно, как они добиваются сложных узоров? Ведь достаточно одну нить неправильно положить — и вся работа насмарку. Однако прекрасные кружевные изделия получаются!

Виталия КРИЧЕВСКАЯ — специально для «СГ».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter