Дом, в котором живет милое сердце

Дом милосердия - одна из главных достопримечательностей сегодняшнего Минска, которым можно гордиться.
Дом милосердия - одна из главных достопримечательностей сегодняшнего Минска, которым можно гордиться. Дом не просто есть, а реально служит людям. Регулярные богослужения в храме, культурно-просветительские проекты и благотворительные программы, воскресная школа и экспериментальный класс обычной школы, иконописные и золотошвейные мастерские... Все это - повседневная жизнь Дома. А еще здесь традиционно проходят прослушивания Международного фестиваля православных песнопений (фестиваль, по сути, и родился здесь), проводятся выставки-ярмарки социальных проектов. Именно в Доме милосердия родилась идея выставки "Иконопись XXI века". Открывшись в Национальном художественном музее, она при поддержке Дома сейчас путешествует по стране, являя собой нашу веру, нашу духовность... Совсем недавно Дому милосердия государство официально разрешило заниматься и медицинской деятельностью. Событие не рядовое - работать в этой сфере за последние годы православной церкви, в лице прихода в честь Всех Святых, разрешили впервые. В Доме появился реабилитационный центр "Элеос"...

Дом милосердия собственным примером показывает, как, не вмешиваясь в дела друг друга, государство и церковь могут найти точки соприкосновения, сотворчества. Это пример доброго, полезного и созидательного сотрудничества, которое работает в рамках соглашений, подписанных Белорусским экзархатом и министерствами здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры...

Дом милосердия вызывает у разных людей разные чувства. И все же большинство, переступив его порог, получает такой душевный заряд, что готово браться за самую тяжелую, самую, казалось бы, неподъемную работу. И тайны тут никакой нет: просто у Дома милосердия - удивительная аура. Аура творчества и созидания.

В народе говорят, что этот Дом построил отец Федор. Правда, сам он, протоиерей Федор Повный, настоятель прихода Всех Святых, не согласен с таким мнением. Да, построил, но не один, а с Божьей помощью и с помощью единомышленников. И если бы не поддержка Главы государства, патронат Патриарха Алексия II, содействие Владыки Филарета, если бы не активная помощь Минского горисполкома, друзей в Германии, в ближнем и дальнем зарубежье, - Дом милосердия так и остался бы пусть удивительной, но фантазией.

- С Домом милосердия соотносят сегодня понятия-определения "единственный", "лучший", "уникальный" - идет ли речь о благотворительных программах, диагностическом оборудовании для реабилитационного центра, социальных и культурных проектах. Ваш питьевой источник - и тот вызывает удивление: по его оформлению впору истории страны и православия научаться. Не слишком ли высоко вы, отец Федор, подняли планку этого первого в своем роде государственно-церковного объекта?

- В чем-то вы сами ответили на свой вопрос. Мы - первые, и потому планка - высока. Смотрят, к примеру, на наш реабилитационный центр, удивляются: мы на деле, а не на словах плодотворно работаем вместе с государственной медициной, причем на взаимовыгодных началах! Для церковных приходов мы во многом пример социального служения церкви, восстановления традиций помощи и сострадания.

Говорю откровенно: никогда не ставил перед собой задачи оказаться высоко. Для меня норма жизни - служение. Служение, выраженное не только в том, что я стою у Престола и совершаю богослужения, но и в конкретных делах. Истинная вера проявляется в них, без дел она будет очерствевшей, мертвой... Кому-то сил дается меньше, кому-то больше. Мне Господь дает силы поднять Дом. А Дом кому служит? Людям.

И еще по поводу высоты планки. Те, кто меня хорошо знает, шутят: у отца Федора есть большой недостаток - ничего не умеет делать лишь бы как. И действительно не умею. И другим не даю.

- На какие события для Дома, для вас лично оказалось богато время, которое прошло со дня открытия Дома милосердия? Каких живых дел тут прибавилось?

- Два года назад в присутствии высоких гостей был подписан акт о завершении строительства Дома. Торжественно перерезали ленточку - строители ушли. И наступил гораздо более трудный процесс - процесс наполнения Дома реальной жизнью, душой. Могу сказать, что сделанное нами за два года впору сравнивать с семилетием строительных работ... Не скрою, где-то самому приходилось отказываться от подходов, сложившихся ранее... Да, можно было поступить просто и понятно для всех: организовать жизнь прихода, взять под свое покровительство группу инвалидов, создать благотворительную программу, провести социально значимый семинар... И тем самым поставить галочку: выполнено.

А задумка была совсем иной. Изначально мы хотели сделать социальное служение естественной жизнью церкви, своего прихода, чтобы помочь как можно большему количеству людей. Как можно большему... Вот сегодня в Доме на реабилитации уже находятся пожилые люди, мамы из SOS-Детских деревень, священнослужители.

Признаюсь, поначалу и не думали о создании столь мощного реабилитационного центра, какой уже есть сегодня. Но Патриарх Алексий II на церемонии торжественного завершения строительства преподнес нам подарок - великолепный стоматологический кабинет. И этот дар словно подтолкнул к идее создания центра, в котором человек мог бы пройти и все необходимые диагностические исследования, и процесс восстановления - духовного в первую очередь... То есть на территории нашего Дома мы пытаемся соединить все то лучшее, что есть в традиционной медицине и православных традициях, - на благо человека и его здоровья.

С тех пор, как Дом начал строиться (было это 12 лет назад), изменился мир, изменились мы сами. Но при этом удалось сохранить главное, изначальную позицию Дома, выражающуюся в помощи, сострадании и социальном служении людям.

- Я правильно поняла, что теперь милосердие Дома, а точнее, его реабилитационного центра, уже не будет ограничено теми пациентами, кого компетентная комиссия признает нуждающимися в благотворительной медицинской помощи?

- Мы сегодня действительно думаем не только о тех, кто будет непосредственно находиться в Доме, но и о тех, кто сам хотел бы пройти в Доме милосердия диагностические исследования, получить консультации специалистов. Не открою никакого секрета, если скажу, что, обслуживая одного обеспеченного человека, Дом может помочь нескольким неимущим... Благодаря пожертвованиям мы сможем и содержать Дом, ведь нужно платить за электричество, за тепло, за воду, наконец, оплачивать труд сотрудников Дома, первоклассных врачей. Впрочем, хочу заметить, что у нас трудятся и волонтеры...

- Отец Федор, думаю, вам нередко задают вопрос: а кто же может реально попасть на благотворительную реабилитацию в Дом милосердия? Кто решает, нуждается ли человек, обращающийся к вам с прошением, в такой помощи?

- Всем помочь мы, конечно же, не в силах. Действительно ли нуждается конкретный человек в помощи и если нуждается, то в какой именно, решает специальная комиссия. Заполняется специальная анкета, потом социальные службы связываются с человеком, детально уточняют проблемы, выясняется диагноз, после чего социальные работники и врачи принимают окончательное решение.

- В словарях "милосердие" трактуется как готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания... Вы, отец Федор, вкладываете в понятие милосердия тот же смысл?

- Это понятие издревле складывалось из нескольких качеств: сострадания, сожаления, милости и... мужества, без которого невозможно осуществлять дела благотворения... По словам епископа Льва Великого, "милость или милосердие не должны потворствовать лености, корыстолюбию, излишеству и другим порокам". Праведный Иоанн Кронштадтский полагал, что "только люди совсем немощные, дряхлые и нетрудоспособные должны получать помощь и поддержку непосредственно за счет христианских общин и учреждений".

Тот, кто переступил порог нашего Дома, а не смотрит на него издали, видит воочию: наша деятельность соответствует всему, о чем говорилось выше. Мы не можем оказать благотворительную медицинскую помощь всем, кто к нам обращается. И не только потому, что количество благотворительных мест ограничено и строго определены медицинские показания, по которым работает центр. Увы, среди авторов слезных прошений немало не только тех, кому просто не хватает тепла и заботы близких, но и тех, кто, не будучи обделен вниманием государственных социальных служб, находится во внутреннем конфликте с самим собой и окружающими...

И еще о милосердии. Перечислю только несколько наших проектов, которые постоянно действуют в Доме милосердия: "Культурно-оздоровительный досуг инвалидов тела", "Духовно-нравственная реабилитация детей-инвалидов Василишковской школы-интерната", "Литературная студия "Свiтанак", "Духовная реабилитация социально незащищенных слоев населения на лучших произведениях белорусского национального искусства". В октябре на базе воскресной школы начала работать программа по православно-нравственному воспитанию детей-инвалидов. Ребята- "колясочники" вместе с родителями проводят в Доме целый день, с ними занимаются специалисты под наблюдением врачей, их учат даже... танцевать. Знаю, что дети с нетерпением ждут каждой поездки в Дом...

У нашего списка милосердных программ нет точки в конце. Есть и всегда будет многоточие...

- Вы, отец Федор, часто повторяете: Дом милосердия - не богадельня и не дом для престарелых. Но кое-кто именно так представляет себе вашу роль и потому сегодня громко вопрошает даже в прессе: что это за величественное милосердное сооружение, в котором нет ни одного нищего, ни одной бедной старушки, ни одного ребенка-сироты?.. Вас такие высказывания не оскорбляют?

- Удивляют. Но каждый видит то, что хочет видеть. Если бы вопрошающие, как вы их назвали, захотели увидеть заботу Дома по отношению к сиротам, инвалидам, попросили показать палаты, где уже сегодня находятся на реабилитации пожилые люди, - им бы и показали, и рассказали. Но Дом милосердия, уверен, не должен выставлять напоказ чью-то убогость! Более того, я лично вообще не приемлю ситуацию, когда на фоне купола храма сидят с протянутой рукой нищие. Если ты действительно нуждаешься - приди, расскажи, что тебе нужно, и мы поможем. Но если завтра ты снова появишься у ворот храма с протянутой рукой, значит, ты обманываешь меня и тех людей, у кого просишь... Вы можете поинтересоваться в нашем отделении социальной реабилитации, скольким людям - а их, уверяю вас, немало! - помогает Дом. И таких становится все больше.

Да, кое-кто уготовил Дому милосердия роль своеобразного "бомжатника", приюта для тех, кто не столько не может, сколько не хочет вести иной, полезный обществу, образ жизни... Но для этих целей существует городской государственный социальный центр.

У Дома милосердия - иная задача.

- О реабилитационном центре Дома милосердия сегодня, наверное, говорят больше всего. И неизбежный вопрос: с помощью каких богатых людей, компаний, организаций приобретено современнейшее диагностическое оборудование? Какими волшебными словами вы, отец Федор, уговариваете оказать Дому конкретную помощь, поддержку, сделать пожертвования?

- А я не уговариваю. На международных ярмарках, выставках просто обращаюсь к представителям самых разных фирм, компаний, деловым людям, рассказываю о нашем проекте. Причем говорю о том, что реально, что уже работает. И встречаю понимание и поддержку. Часть оборудования, например, мы получили и получаем в качестве гуманитарной помощи, некоторые фирмы предлагают на свои услуги или аппаратуру весьма значительные скидки... Как правило, после этого к нам приезжают, чтобы на месте самим посмотреть и воочию убедиться, кому и зачем нужна помощь. Когда видят (права пословица: "Лучше один раз увидеть...") - желание помочь приумножается. После такого визита у одного западного бизнесмена, к примеру, появилось еще и желание оборудовать за свой счет несколько палат и во всех - установить телевизоры...

Когда-то, когда я рассказывал о своих планах в отношении Дома, на меня смотрели, как на фантазера. Но вот они перед вами, реалии! Под хорошие задумки, поверьте, всегда найдутся хорошие люди, которые помогут их реализовать.

- До сих пор, отец Федор, мы говорили о реальных делах Дома. Но ведь находится в нем место и время для праздников! Какие замечательные Святки прошли в этом году для ваших прихожан и жителей города - с Дедом Морозом, прилетевшим на вертолете, с актрисой Светланой Зеленковской на белом коне, с ансамблем "Неруш" и многими, многими чудесами... Вы полагаете, вместе надо собираться не только на молитву?

- Если мы умеем трудиться, то должны уметь и отдыхать, радоваться миру, который окружает нас. Уверен: праздники должны быть не только внешне яркими и красивыми, но и обретать свой духовный стержень, наполняться истинно христианским содержанием... Кстати, праздники у нас проводились и тогда, когда Дом только-только строился, стоял в лесах...

И уж коли мы заговорили о праздниках, хочу сказать: наш приход живет обычной жизнью. И если после венчания в нашем храме у прихожан есть желание отметить это событие не в ресторане, не в столовой, а у нас, - почему нет? У Дома есть такая возможность. Фактически мы возрождаем православные традиции. Оказывается, можно без пьяного угара, без ошалелой музыки (у Дома - свой ансамбль народных инструментов) по-настоящему порадоваться тому, что родилась новая семья.

- Среди ваших прихожан много молодых семей с детьми. Каким вы, отец Федор, видите будущее этих детей, юных граждан нашей страны?

- Многие дети уже успели вырасти в нашем приходе, у меня на глазах... И я с радостью вижу, как разительно отличаются они от тех своих сверстников, которые, простите, болтаются по улицам. Я не говорю о том, что все они непременно станут, к примеру, священнослужителями. Нет, у каждого - свой путь. Но уверен, что в дальнейшей жизни все будут хорошо трудиться, достойно и ответственно служить своему народу.

- Отец Федор, мы достаточно много говорили о милосердии, о Доме, его опыте. А есть ли у Дома милосердия последователи в социальной, реабилитационной, учебно-методической работе?

- Это дело не одного дня - даже простое повторение нашего опыта. Хотя процесс, как говорится, уже пошел... На собрании духовенства Московской епархии говорили о примере нашего Дома милосердия по социальному служению и заботе о священнослужителях как об опыте, который можно и нужно (!) множить. И вот по нашему примеру в России, в Новосибирской епархии, уже ведется строительство Дома милосердия...

А наш Дом милосердия активно развивается. Он притягивает к себе новых людей и новые организации. Новые программы и новые дела. Находясь в поиске, в наполнении, в развитии, мы будем все время впереди...

...Поздним вечером, когда я покидала Дом, он, с включенной уже подсветкой, еще больше походил на сказочный дворец. Но на этом - внешней величавости - сходство заканчивалось. Внутри дворец - и я это увидела - был живым Домом. А самое главное - окна Дома милосердия уже светятся: здесь живут и проходят реабилитацию люди. Отец Федор называет их первыми ласточками.

Беседовала Екатерина ДУБИНСКАЯ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter