Дом милого сердца

Есть некое особое провидение в том, что два самых уникальных для Беларуси (да и не только) объекта расположились практически бок о бок. Новая Национальная библиотека, о которой наслышан не только каждый белорус, но и многие за рубежом, возвысилась прямо на главном проспекте столицы Беларуси и стала гордостью и украшением города. Второй же — Дом милосердия (архитектурой и значением которого белорусам можно гордиться ничуть не меньше) раскинулся рядом, но чуть поодаль от шума городских улиц, в бывшем старом саду. Дом милосердия спроектирован в форме Креста — национальной святыни, которая связана с именем белорусской святой Евфросинии Полоцкой. Крест был утерян в годы Великой Отечественной войны и не так давно воссоздан по образу и подобию брестским ювелиром Николаем Кузьмичем.

Аура у Дома милосердия действительно особая. И это говорит каждый, кто здесь побывал хоть однажды. Поэтому сюда тянет снова и снова. За душевным спокойствием и просветлением сюда потом, как правило, приходят уже  целыми семьями, приводят  друзей и знакомых. Поэтому  число прихожан местного храма уже давно выросло настолько, что они едва умещаются в небольшой, но уютной, и, как все в этом доме, очень необычной церкви. Но в тесноте да не в обиде, и это как раз тот случай. У священника Геннадия Тороповича, который окормляет реабилитационный  центр Дома милосердия, для каждого найдется то слово, которое как раз необходимо именно данному человеку именно в данный момент. Не случайно  прихожане и пациенты дома называют его здешним духовным  реабилитологом. Например, пациентка Ирина Владимировна из могилевской глубинки, с разрешения которой мы заглянули в ее палату, так и сказала: “Лежу под капельницей, а тут отец Геннадий заходит. Окропил святой водичкой, поздравил с праздником, пожелал скорейшего выздоровления, а я как-то сразу же почувствовала себя здоровой и полной сил”.
Идея создания Дома милосердия, в котором можно было бы совместить физическую, духовную и социальную реабилитацию,  принадлежит настоятелю прихода Всех Святых Минской Епархии протоирею Федору Повному. Он был и идеологом, и исполнителем в одном лице. Правда, сам отец Федор всегда поправляет: да, построил, но не один, а с Божией помощью и с помощью единомышленников. И если бы не  поддержка Президента Беларуси Александра
Лукашенко, патронат Патриарха всея Руси Алексия II,  содействие Митрополита Минского и Слуцкого Филарета Патриаршего Экзарха всея Беларуси, активная помощь Минского горисполкома, многочисленных друзей из Германии, стран дальнего и ближнего зарубежья — Дом милосердия так и остался бы просто  красивой фантазией.
А задумка была действительно почти фантастической —  сделать в республике реабилитационный центр, аналогов которому нет ни в Беларуси, ни в Европе. Дом, который был бы мил каждому сердцу, где душу и тело лечит и квалифицированный медицинский  персонал, и внешний вид самих помещений, а, главное, любовь к Богу и ближнему.
По светскому образованию отец Федор — художник-дизайнер (окончил Белорусскую художественную академию), что позволило не только реализовать все вышеперечисленные  идеи, но и сделать это красиво, стильно и с огромным художественным вкусом. Поэтому даже далекие от религии люди (а здесь никогда не делят прихожан по вероисповеданию и национальности)  приходят сюда, чтобы  просто полюбоваться тем, с какой любовью сделан каждый уголок самого дома и прилегающей территории: как чудно оформлен алтарь местного храма,  как ухожены дорожки и клумбы,  как оборудован  питьевой источник, как устроены зимний сад и детская площадка, да как умно, удобно и со вкусом обустроена каждая без исключения  палата. К слову, даже мебель для каждой комнаты  и кабинетов  сделана по индивидуальным проектам, чтобы она  была максимально функциональной и удобной для пациентов и обслуживающего персонала. Например, привычный прикроватный столик при необходимости легко превращается в планшет для занятия письмом или мольберт для рисования.
Присутствие в названии Дома слова “милосердие” сразу же наталкивает на мысль о некой богодельне, где на  каждом углу сидят сирые и убогие с протянутой за подаянием рукой. Поэтому первое, что удивляет каждого, впервые сюда пришедшего, — их  нет здесь  вовсе. Как говорит Федор Повный, “Дом милосердия вообще не должен выставлять напоказ чью-то убогость”. Более того, он лично не приемлет ситуацию, когда на фоне позолоченного купола храма сидят с протянутой рукой нищие. “Если ты действительно попал в трудную жизненную ситуацию, — говорит он, — приди, расскажи в чем нуждаешься, и мы обязательно поможем чем сможем. Но если завтра ты снова появишься у ворот храма с протянутой рукой, значит, ты обманываешь меня и тех людей, у кого просишь...” Подчеркнем при этом, что число  тех, кто обратился за помощью и получил ее, идет уже на тысячи.
В Доме милосердия пытаются вернуть слову “милосердие” его истинный первоначальный смысл, который далек от так называемой халявы.   В этой связи местные служители вспоминают слова епископа Льва Великого, что “милость или милосердие не должны потворствовать лености, корыстолюбию, излишеству и другим порокам”.
Поэтому те, кто рассчитывал, что Дом милосердия будет играть роль некого “бомжатника”, приюта для тех, кто не столько не может, сколько не хочет вести полезный обществу образ жизни, наверное, были разочарованы. Дом стал центром духовного просвещения и просветления, притяжением лучших служителей церкви и муз, людей щедрых душой,  что он доказывает с первых дней своей работы. Регулярные богослужения в храме, культурно-просветительные и благотворительные программы, воскресная детская школа и несколько экспериментальных классов обычной с православной формой воспитания, иконописные и золотошвейные мастерские — уже привычная повседневная жизнь Дома милосердия. Кстати, далеко не полная, потому что перечислить все, что делается здесь для укрепления духовно-нравственных основ граждан Беларуси в плане благотворительной и миссионерской деятельности, было бы слишком трудно и долго. 
Есть еще одно направление работы Дома милосердия, которое началось с легкой и щедрой руки Патриарха всея Руси Алексия II. Вместе с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко он лично присутствовал на открытии Дома, и преподнес ему подарок, которым сегодня могло бы гордиться любое лечебное заведение, — великолепный стоматологический кабинет, который  позволяет оказывать все виды лечебной и ортопедической стоматологической помощи. Есть даже технология компьютерной реставрации зубов. Этот подарок Патриарха натолкнул отца Федора на мысль, чтобы оснастить будущий Дом милосердия и другим самым современным медицинским оборудованием, что позволило бы  белорусским гражданам, пораженным тем или иным недугом, проходить обследование и реабилитацию не в далеких заморских странах, а у себя дома. То есть возникла идея создания на территории Дома милосердия медицинского центра, чтобы в одном месте собрать   все то лучшее, что есть в традиционной медицине и православных традициях милосердия. Во благо и на благо человека.
Но задумать — только полдела. Главное, как это реализовать?
— Во-первых, ничто так быстро не меняется сегодня, как технологии в медицине, — говорит главный врач медицинского центра “Элеос” Дома милосердия кандидат медицинских наук Ангелина Буйновская. — Поэтому когда решался вопрос о приобретении оборудования, мы с отцом Федором ездили в Германию на международные медицинские выставки, чтобы встретиться  непосредственно с производителями, потому что на белорусский рынок практически все медоборудование  поставляется через посредников. К тому же у каждого европейского производителя для таких организаций, как наша, существуют социальные скидки. И наконец, мы имели возможность рассказать о самом Доме милосердия, а дипломатический талант отца Федора почти всегда   помогал сбивать цену до минимума. Часть оборудования получили и вовсе в качестве гуманитарной помощи.
 — Как правило, — подчеркивает отец Федор, — после этого меценаты приезжают к нам, чтобы воочию убедиться, кому и зачем нужна была их помощь. И когда видят наш Дом, то, как используются их пожертвования, желание помочь только приумножается. Например, один западный бизнесмен после такого визита пообещал за свой счет полностью оборудовать сразу несколько палат. Поэтому я уверен, что под хорошие, благие задумки всегда найдутся хорошие люди, которые помогут их  реализовать.
Медицинское оборудование в Доме милосердия действительно одно из лучших в Беларуси, если не во всем СНГ, причем основанное только на самых передовых щадящих технологиях. Оно позволяет провести обследование и реабилитацию людям практически  с любыми проблемами. А хорошая молва расходится быстро — в последнее время, например, на обследование и реабилитацию все чаще приезжают россияне и граждане других стран СНГ. 
“Элеос” в переводе означает “милосердие”. А имеет ли моральное право центр с таким названием  оказывать платные услуги?
— Можно занять все 97 больничных коек безнадежно больными людьми, у которых нет реабилитационного потенциала, превратиться в очередную богадельню, — рассуждает Ангелина Буйновская, — и снять все вопросы. Но, во-первых, кого выбрать — нуждающихся ведь в тысячи раз больше, и всем им помочь мы не в состоянии. Во-вторых, на уход за этими больными, на содержание самого Дома милосердия тоже нужны деньги — и немалые. А церковный реабилитационный центр, как вы понимаете, не получает ни копейки бюджетных средств, как и церковь, он существует исключительно на пожертвования. А в-третьих, такой путь тупиковый еще и потому, что центр остановится в своем развитии, а значит, попросту погибнет.
В Доме милосердия выбрали другой путь. Так называемых социальных больных (которые в подавляющем большинстве случаев не могут себя обслуживать) здесь около половины. На этот случай у “Элеоса” заключены договоры с полутора десятком  организаций (благотворительными фондами, общественными организациями, страховыми компаниями и другими), с финансовой помощью которых и ведется уход за такими больными. В последнее время все чаще и дети просят о помощи по уходу за парализованными или просто  немощными родителями, оплачивая расходы в меру своей состоятельности.  Стоимость, кстати, всегда зависит от конкретного материального или социального статуса больного,  а  цена диагностики и лечения в “Элеосе” ниже, чем в частных медицинских центрах и некоторых государственных лечебных учреждениях, потому что он невправе, например, закладывать в нее прибыль, тратиться  на рекламу... То есть если брать соотношение “цена — качество”, то оно здесь оптимальное.
— К сожалению, из ничего ничего не возникает, и средства на расходные материалы, на обновление оборудования, на содержание персонала и самого Дома милосердия с неба не падают, — говорит отец Федор. — И разве не гуманно, например,  когда, обслужив одного обеспеченного человека, мы можем помочь сразу нескольким неимущим?
Кстати, одна из последних добрых новостей из Дома милосердия: 17-летняя девчушка, обреченная после инсульта врачами городских клиник на пожизненную неподвижность, вернулась к нормальной жизни. И она, кстати,  была из числа тех, кого выхаживали здесь за счет обеспеченных пациентов.
Конечно, это было бы невозможно без грамотного, терпеливого и ответственного отношения врача к пациенту. Кстати, многие при обращении в “Элеос” спрашивают: здешние врачи — люди сами верующие или нет... Значит, они хотят иного уровня общения и доверия, чем в обычных медицинских учреждениях. Чтобы врач видел перед собой не надоедливого больного, от которого хочется быстрее избавиться, а человека, нуждающегося в его помощи и участии. 
И Дом милосердия, и его медицинский центр “Элеос” — первопроходцы в своем деле не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. И, как у каждого первопроходца, без проблем у них  не обходится, особенно если планка изначально была поднята столь высоко. Но Дом активно развивается, постоянно обрастает  новыми идеями,  новыми проектами, а главное,  притягивает к себе все больше и больше людей.
За реализацию этого масштабного проекта отцу Федору была присуждена премия Президента Республики Беларусь “За духовное возрождение”. И это не единственное высокое признание сделанного протоиреем Федором Повным и его сподвижниками. Русской православной церковью принято решение о строительстве подобного Дома милосердия и в России — в Новосибирской епархии, рассматривают подобный проект даже в Москве...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter