В Витебской области КГК нашел свыше 500 «ненужных» домов‑недостроев, многие из них — в курортных зонах

Дом, которого нет

Закон един для всех. Сегодня претендентов на земельные участки в комфортных уголках городов и поселков предостаточно. Востребованы такие стройплощадки и среди тех, кто имеет статус нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ранее Президент Беларуси поручил упростить условия покупки земельных участков: «Я хочу, чтобы каждый белорус имел этот клочок земли. Для того, чтобы он был здоров. И этот клочок земли — это будет на вес золота». При этом, претендуя на землю, каждый должен понимать: приобретая права, он принимает на себя и обязанности. В первую очередь по срокам возведения новостройки. Вместе с сотрудниками КГК Витебской области журналисты посмотрели, как эти обязанности выполняются. 

Не элитный вид

…До первых многоэтажек — всего около километра. Неудивительно, что поселок Сокольники считается элитным курортным микрорайоном Витебска. Названия улиц — под стать. Майская, Цветочная, Вишневая, Вересковая, Мирная, Солнечная, Луговая… Расположение городское, а условия — сельские. Красивые коттеджи, соревнуясь друг с другом в оригинальности архитектурных проектов, украшают пейзаж. Уверена: построиться здесь, на берегу живописного водоема, мечтают сотни горожан. Участки, которые мы разыскиваем вместе с контролерами, находятся на 2‑й Шевардиновской. Оказывается, именно эта улица и упирается в озеро недостроями. 

Владельцам так и не возведенного дома № 29 когда‑то сильно повезло. Прямо за их участком — пляж с зонтиками‑грибочками и благоустроенной территорией. Чего не скажешь о самом наделе. Похоже, много лет назад хозяева брались за строительство усадьбы. Но как‑то странно. Возвели лишь что‑то вроде погреба и гаража‑сарая. Площадка не ограждена. А рядом, напомню, пляж, где летом бегает множество любопытных ребятишек. 

Напротив этого участка — еще один пустырь. Трудно сказать, когда был сделан фундамент под будущий дом: летом в зарослях кустарника его вообще можно не найти, а внутри уже большие деревья. 

С трудом разыскали намеки и на новостройку в Фермерском переулке, 4 вблизи Билево. Это тоже престижный городской микрорайон. Находится в непосредственной близости от трассы Витебск — Смоленск. Из бюджета в благоустройство огромного жилого квартала индивидуальной застройки инвестированы немаленькие деньги. Посажен молодой парк, оборудованы красивые пруды, автомобильные стоянки. Горожане с любовью обустроили свои усадьбы. А вот по нужному нам адресу — давно заросший пустырь с болотом. На стройплощадке полусгнившие, ничем не укрытые доски. На фундаменте — позеленевшая от мха и плесени неровная полоска кирпичной кладки. Что помешало довести начатое до конца? Это предстоит выяснить органам местной власти. 

Как и найти хозяев непостроенного дома по улице Туристской, 15 в Тулово. Тоже граница города. Тоже элитный микрорайон. С улицы намеков на фундамент не найти. Стройплощадка настолько заросла, что впору медведю берлогу делать. 

Все вышеназванные земельные наделы были выделены под строительство где‑то в 90‑х годах прошлого века…
По закону оценка заброшенных недостроев должна проводиться только с участием самих хозяев, но отыскать их порой непросто.

Законом предписано

Заместитель председателя Комитета госконтроля Витебской области Вадим Волович уточняет:

— По области мы насчитали свыше 500 незавершенных строительством и незаконсервированных жилых домов и дач. Они есть практически в каждом районе и городе. Указом Президента № 87 еще от 07.02.2006 года были определены сроки: строительство таких объектов не должно превышать трех лет с момента регистрации земельного участка. То есть за это время застройщик обязан сделать фундамент, возвести стены и обустроить крышу. Не успел — участок и постройка подлежат изъятию в судебном порядке. 

Да, в жизни бывают разные обстоятельства, отмечает Вадим Геннадьевич. Банк отказал в кредите, собственник заболел или был вынужден уехать на долгое время… Это в законодательстве учтено. Человек имеет право обратиться с просьбой о продлении сроков строительства и осуществления консервации дома. В общей сложности он может получить пятилетнюю отсрочку. 

Вроде все понятно. И для ответственных лиц, и для самих застройщиков. Не можешь строиться сам, переоценил свои возможности — пусть это сделают другие. Желающих хватает.

Главный специалист отдела КГК Витебской области Елена Жаворонкова у одного из недостроенных домов.

Кем упущено?

Кто должен заниматься выявлением нарушителей? Конечно же, органы местной власти. Их действия при обнаружении незаконных долгостроев — оценить стоимость объекта, подать в суд исковое заявление об изъятии земельного участка и незавершенного строительством объекта, проинформировать об этом собственника. Но почему так много пустырей в крупном городе? Ведь сегодня даже в отдаленных сельсоветах местные органы власти ведут учет всех заброшенных домов и участков, судятся с формальными хозяевами, штрафуют за беспорядок, сносят ветхие постройки. А здесь — город…

Что скажут в отделе землеустройства Витебского гор­исполкома? У начальника отдела Татьяны Гузиковой на проблему своя точка зрения, обоснованная многолетней практикой:

— На селе все друг друга знают, а в городе работать в этом направлении сложнее. С недостроями боремся постоянно вместе с администрациями районов. Два года назад создали полный реестр таких домов по Витебску — туда вошло более 130 адресов. Да, указом четко расписаны все этапы. Но для поиска владельцев приходится проводить настоящие расследования, даже совместно с правоохранительными органами. Кто‑то выехал за рубеж, кто‑то умер. Отдельные участки уже не единожды поменяли собственников, и каждый раз сроки начинают отсчитываться заново. А на земле как не делалось ничего, так и не делается… 

Одним словом, нерадивые хозяева ведут игру в кошки‑мышки. Когда в отношении их все‑таки инициируют судебный процесс, рассказывают в Комитете госконтроля, некоторые пытаются оправдаться, мол, о законе и сроках слышат впервые. И предупреждений‑извещений им якобы никто не отправлял, и что их право продлить время строительства или законсервировать никто не разъяснял. 

Вадим Волович однозначен:

— Никто, кроме самого хозяина, за окончанием срока строительства и своевременностью подачи вышеназванных ходатайств следить не обязан. Застройщик должен сам не менее чем за два месяца подать в местный исполком заявление о продлении сроков строительства или провести консервацию. Ведь в противном случае потерянное время никто не вернет. И даже если человек был намерен заканчивать стройку, он потеряет правовые основания на ее продолжение. 
Недоработка исполкомов в том, что в ряде регионов области вообще отсутствует должный учет земельных участков, предоставленных для строительства. Как следствие, нет контроля соблюдения сроков и мер реагирования при их нарушении. 
Например, в Браславском районе в 2017‑м было 33 дома‑долгостроя. Теперь их уже почти в два раза больше. И ни одного заявления в суд об изъятии! Только после вмешательства КГК в ноябре этого года здесь приступили к наведению порядка. Похожая ситуация — в Бешенковичском, Городокском, Витебском, Поставском, Чашникском и других районах. В целом по области за истекшие четыре года только по 38 участкам поданы заявления в суд. А сроки строительства, напомню, превышены по 500 новостройкам.

Сейчас в регионах уже начинают массово готовить иски в суды. Так, в Полоцком районе от продажи участка с долгостроем с аукциона выручили почти 26 000 рублей. Собственнику возместили стоимость фундамента — 1700. А остальная сумма пополнила казну. Может, такие меры станут более действенными.

begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter