Эксперты — о том, какие нюансы следует учесть, рассматривая возможность бесплатного ЭКО

Долгое ЭКО друг друга

В стране рассматривают возможность господдержки бездетных пар при проведении экстракорпорального оплодотворения – первую процедуру ЭКО предлагают сделать бесплатной. С такой инициативой недавно выступил Минздрав. Между тем медицинская технология, дающая шанс на появление у бесплодной пары ребенка, сегодня весьма дорогостоящая – одна попытка обойдется в несколько тысяч рублей. Как сегодня выглядит процедура искусственного оплодотворения, кто ею пользуется и когда она может стать доступной для тех, кто в ней нуждается, — в вопросе разбиралась корреспондент «Р».

В прошлом году в стране проведено чуть более 4 тысяч циклов ЭКО.
desktopbackground.org

В условном наклонении

Предложение о том, что первую попытку искусственного зачатия для страдающих бесплодием следует сделать бесплатной, прозвучало из уст министра здравоохранения Валерия Малашко на итоговой коллегии Минздрава. 

— С согласия Правительства мы ускорим подготовку нормативных актов для проведения первого ЭКО на бюджетной основе. Польза очевидна — более тысячи рождений в год! — отметил глава ведомства, уточнив, что финансирование манипуляции может осуществляться на средства, сэкономленные на процедуре госзакупок. 

Предложение прозвучало, но от дальнейших комментариев по этому поводу и в Минздраве, и в РНПЦ «Мать и дитя», инициировавшем новшество, воздерживаются. Дело в том, что вопрос бюджетного финансирования ЭКО в стране поднимался уже неоднократно, но по разным причинам идее воплотиться в жизнь так и не удавалось. Поэтому разговор о том, быть или не быть бесплатному ЭКО в нашей стране, пока можно вести только в условном наклонении.

Резон для масштабных вложений

Александр Старовойтов, депутат Палаты представителей Национального собрания, член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической и молодежной политике
, курирующий вопросы подготовки изменений в Закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях», считает, что господдержка ЭКО — логический этап развития этой технологии в нашей стране. 

— В мировой практике о целесообразности экстракорпорального  оплодотворения в масштабах государства принято говорить, когда число рожденных путем искусственного зачатия детей составляет не менее 5 процентов от всех новорожденных, — объясняет он. — В таких случаях финансирование ЭКО является решением демографической проблемы и оправдывает крупные денежные вложения.

Руководствуясь таким подходом, несложно подсчитать: в стране ежегодно рождается около 100 тыс. детей. Выходит, если около 5 тысяч будут появляться вследствие методики ЭКО, то тогда госинвестиции в нее будут экономически обоснованы.

В том, что с такими объемами медпомощи наши репродуктологи справятся, сомнений нет. В прошлом году в стране проведено чуть более 4 тысяч циклов ЭКО. И каждый год их количество увеличивается примерно на 10 процентов. Услугу экстракорпорального оплодотворения выполняют восемь медицинских центров — три государственных (РНПЦ «Мать и дитя», Областной роддом Минской области, Гомельский областной диагностический медико-генетический центр с консультацией «Брак и семья» Гомеля), а также пять коммерческих. 

Увы, далеко не каждая попытка зачатия в пробирке завершается желанным результатом. Есть случаи, когда женщины идут на пятую, седьмую, а то и десятую процедуру искусственного оплодотворения, а мечта о ребенке для них так и остается мечтой. В целом показатель результативности ЭКО в Беларуси считается высоким — 43 процента. Он даже выше, чем в некоторых развитых западных странах. Успех зависит не только от качества проведения самой манипуляции и лекарственного сопровождения, но и от возможностей организма женщины в первую очередь.

Показатель результативности ЭКО в Беларуси считается высоким — 43 процента.
esterilidadyembarazo.es

Главный фактор, от которого зависит вероятность рождения ребенка вследствие ЭКО, — возраст пациентки, — говорит Александр Старовойтов. — Чем женщина старше, тем шансов меньше. У 20—25-летних они равны почти 50 процентам, у 33—36-летних — 45 процентам, у 37—42-летних — 37 процентам, а у тех, кто старше 42 лет, — всего 26 процентам. Поэтому государственным органам, принимая решение о финансировании циклов ЭКО, прежде всего предстоит определить, в какой группе женщин данная технология даст максимальный результат. 

Еще один момент, который требует детального изучения, — каким образом осуществлять финансирование. Среди специалистов есть сторонники того, чтобы государственные средства направлялись определенному лечебному учреждению. Другие уверены, что целесообразнее выделять средства конкретной паре, а она уже сама определится, в каком центре ей выполнят услугу. 

— Возможны и другие варианты — например, выбор исполнителя услуги, заказчиком которой выступает государство, на конкурсной основе, и тогда в нем могут участвовать как государственные, так и коммерческие центры, — говорит Александр Старовойтов. — Таким образом легче определить медучреждение с наилучшей результативностью и оптимальной ценой. 

Эксперт пояснил, что вопрос финансирования ЭКО в рамках подготовки изменений в Закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях» не рассматривается. При условии положительного решения со стороны Правительства он может войти в один из подзаконных нормативных актов. 

«Бума ЭКО не сделает»

Заведующая кафедрой акушерства, гинекологии и репродуктивного здоровья БелМАПО доктор медицинских наук, профессор Станислава Михалевич
уверена: введение бюджетного финансирования ЭКО можно расценивать не иначе как конкретное проявление любви государства к своим гражданам, в частности к тем, кто страдает бесплодием.

— Если инициатива будет реализована, она станет несомненным достижением нашей страны как одна из мер по увеличению рождаемости, — считает профессор. — Вместе с тем демографического бума от бесплатного ЭКО, как, впрочем, и в целом от преодоления бесплодного брака, ожидать не стоит. 

Бесплодные пары составляют всего около 15 процентов всех супружеских пар. У части из них проблему с фертильностью удается преодолеть медикаментозно и другими методами. Даже если всем, кому ЭКО показано, выполнить эту технологию и она в ста процентах случаев увенчается успехом, стране не удастся избежать демографической ямы. Потому что в лучшем случае такие семьи обзаведутся только одним ребенком. Чтобы преодолеть негативные тенденции снижения рождаемости, надо добиваться, чтобы 85 процентов тех, у кого бесплодия нет, активно рожали, использовав свой репродуктивный потенциал. 

Это подтверждает опыт западных стран, где ЭКО более доступно и где дается возможность провести бесплатно не один, а несколько циклов ЭКО. С одной стороны, детей вследствие высоких технологий рождается больше, а с другой — набирает популярность философия чайлдфри, когда здоровые пары сознательно отказываются от детей, а также становятся все более актуальными проблемы отложенного материнства, половых инфекций, абортов, что в конце концов приводит к бесплодию. И все эти тенденции вкупе и дают такие крупные демографические потери, которые не  уравновесить статистикой ЭКО.  

Говоря о формировании контингента женщин, пользующихся поддержкой из бюджета, Станислава Михалевич считает, что стопроцентно в данной манипуляции нуждаются пациентки с так называемым трубно-перитонеальным фактором бесплодия, которые пережили внематочные беременности и последующее хирургическое удаление маточных труб. 

Правда, есть и другая категория женщин с таким же фактором, но иного происхождения, когда женщины имеют в анамнезе беременность, а то и не одну, но прерывали их и из-за этого у них развилась непроходимость маточных труб, которую не удалось исправить с помощью операции, — замечает профессор. — Вправе ли такая женщина требовать ЭКО бесплатно от государства? Вопрос весьма неоднозначный. 

Цифру фактической нуждаемости в ЭКО в стране пока назвать очень сложно. Это последний метод борьбы с бесплодием, когда все другие испробованы и оказались безуспешны. К тому же далеко не все бесплодные пары, которым показано ЭКО, соглашаются на проведение технологии. Причины не только в ограниченном семейном бюджете. Часть пар отказываются из-за религиозно-этических соображений, часть — после первой неудачной попытки.

Нуждаемость в бесплатном ЭКО надо определять коллегиально, учитывая не только медицинские, но и социальные показания, считает Станислава Михалевич. К обсуждению должны быть привлечены не только медики, но и экономисты, юристы и специалисты других отраслей.

Важнейший фактор, который стоит учитывать при выделении бюджетной квоты на ЭКО, по мнению эксперта, это оптимальный возраст будущих родителей. Он не должен превышать 35 лет: у супругов должно хватить энергии и здоровья вырастить дитя. Профессор приводит пример из клинической практики. Пара, страдавшая бесплодием, после неоднократных попыток смогла обзавестись наследником только после сорока лет, но вскоре оба родителя умерли от онкологических заболеваний. Дети попали в детский дом, а повзрослев, негодовали, что общественность допустила их появление на свет, заранее зная, что шансы на сиротство так велики.

Поэтому, делая более доступным ЭКО в зрелом возрасте, с учетом подобных рисков стоит предусматривать тогда и возможности гособеспечения таких детей. 

— Социальные аспекты в законодательстве по ЭКО должны быть продуманы в таком ключе, чтобы всегда оставалось актуальным понятие родительской ответственности, — резюмирует профессор.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter