Долгая дорога в Беларусь

В страну привезли мощи князя ВладимираВ субботу под Минском в поселке Привольное верующие со всей страны ждали, когда же из Киево-Печерской лавры привезут святыню — мощи крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира. Машина должна была прийти к десяти утра, но из-за каких-то проблем на таможне официальную встречу перенесли на 17.00. Люди терпеливо ждали.

Тем временем появилась отличная возможность в общении с верующими осмыслить личность князя. Тем более что для белорусской земли пересечение с Владимиром не ограничилось крещением. Во второй половине Х века интересы сильнейшего на территории современной Беларуси Полоцкого княжества расходились с интересами и Новгорода, и Киева.
Вот о чем говорится в “Повести временных лет” (980-й год): Владимир Святославович, который в то время княжил в Новогороде, перед походом на своего брата киевского князя Ярополка (после смерти Святослава сыновья рассорились) отправил полоцкому князю Рогволоду гонца с сообщением: “Хочу дочку твою взять в жены”. Рогволод спросил у дочери, которую звали Рогнеда, хочет ли она идти за Владимира. На что та ответила: “Не хочу идти за рабынича (Владимир был сыном Святослава и рабыни), хочу за Ярополка”. Когда слова эти передали Владимиру, он собрал войско, напал на Полоцк, убил Рогволода (первого исторически известного полоцкого князя) и двух его сыновей, а Рогнеду насильно взял в жены. В дошедшей до нас информации немало художественного вымысла, но факт остается фактом: Владимир был жестоким воином, имевшим несколько официальных языческих жен и огромное количество наложниц, он стал отцом 13 сыновей и примерно такого же количества дочерей. Сын князя и Рогнеды Изяслав стал основателем знаменитой полоцкой династии, Евфросиния Полоцкая — его прямая наследница.
“Каждый человек имеет право на ошибку”
— Люди тогда были темные и поклонялись идолам, — поделился своими мыслями настоятель Свято-Никольского храма отец Анатолий. Именно он инициировал приезд святыни. — Но потом Владимир привел нас к истине, после всех преступлений он омыл свои грехи и был причислен к равноапостольным.
— В языческие времена отношения между людьми не были освящены божественной благодатью крещения. Тогда было так: “хочу — не хочу”. Хочу, вот, Рогнеду, значит должна стать моей женой. Все считали себя выше друг друга. Но эта же история доказывает и то, что, какой бы ни был человек грешный, у него есть дорога к искуплению, — размышляет прихожанин Владимир, который, кстати, был одним из тех, кто финансировал прибытие святых мощей в Беларусь.
Дорога и искушения
Около 20.00 из-за поворота выехал новый “Мерседес” с украинскими номерами — прихожане заволновались. Из машины вышел батюшка, аккуратно достал ковчег с мощами и, поздоровавшись с нашим духовенством, пошел в храм. За ним двинулась толпа из сотни-двух человек.
— Нормально доехали, только устали после полутора тысяч километров, — рассказал нам водитель машины Виктор. — В час ночи выехали из Киева, но на границе нас не выпустили — не хватило одного документа. Пришлось вернуться в Киев. Потом поехали уже через другой пропускной пункт. На таможне нам дали “зеленый коридор” (там очереди сейчас по триста машин) и задержались только потому, что таможенники попросили разрешения приложиться к святыне. Ну а потом начались какие-то искушения — не могли найти заправку: то закрыто, то не работает. Только начали наконец заправляться, как... колонка перестала работать... Залили бензина сколько успели и помчались дальше: машина новая и на некоторых участках разгонялись до 220 км/ч. В салоне всю дорогу на диске слушали молитвы и церковные песнопения.
Мощи князя Владимира будут находиться в Свято-Никольском храме до 2 сентября.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter