Долгая дорога домой

Воспитанники школ-интернатов возвращаются в семьиК моему приезду число воспитанников Жодинской общеобразовательной школы-интерната вновь уменьшилось: ученица выпускного класса вернулась к родному отцу. В интернате осталось 134 ребенка. Десять лет назад их насчитывалось без малого 250.

— Детей поступает меньше, чем пять или десять лет назад, — подтверждает директор Жодинской школы-интерната Тамара Орехова, — в прошлом году из приютов прибыли три девочки.
Все они социальные сироты, их родители лишены родительских прав из-за злоупотребления алкоголем и асоциального поведения. У младшей, правда, есть вполне состоятельные и благополучные тетя и бабушка, но места в их просторном доме ребенку не нашлось.
— Мое личное мнение — дети из интерната  должны учиться на своей базе, — продолжает Тамара Орехова. — Наши педагоги после уроков и во время каникул подтягивают двоечников и троечников, не рассчитывая получить за это “репетиторские”. Потому что педагогически запущенных подростков, поступивших к нам за год-два до выпуска, тоже надо готовить к итоговой аттестации. Несмотря на такую нагрузку, учителя из школы не уходят: привязываются к детям.
По наблюдениям директора, не более 10 процентов воспитанников интерната идут по стопам своих непутевых родителей. Остальные прокладывают собственный  жизненный путь, поэтому среди выпускников уже есть кандидаты и доктора наук, уважаемые в профессиональной среде специалисты. Половина выпускников 11-х классов поступает в вузы. На каникулы в интернат приезжают студенты БГУ, МГЛУ, БНТУ, БГПУ имени М. Танка и других известных и престижных учебных заведений. Они вправе запросто явиться к директору: “Можно, я у вас сегодня переночую?” В школе создано отделение постинтернатного сопровождения с маленькой гостиницей для приезжих — две комнаты, кухонька и душ.  В отсутствие гостей право пожить собственным умом и по собственному расписанию получают ученики выпускных классов.
Отделение постинтернатного сопровождения когда-то было экспериментальной площадкой Министерства образования. Сейчас все сиротские учреждения не выпускают своих “птенцов” из вида, пока им не исполнится 23 года: специалистам важно знать, где они учатся или работают, с кем проживают, создали ли семью. Если в жизни молодых людей что-то не ладится, каждому из них помогают индивидуально.
Несмотря на учебу по месту жительства, воспитанники в последние годы “разошлись” по всему городу: занимаются в городских центрах художественного и технического творчества, поют и танцуют брейк, берут призы на спортивных состязаниях. За 2008 год 135 воспитанников удостоились 139 всевозможных грамот и дипломов. Наташа Горячко, например, получила благодарственное письмо за участие в республиканском конкурсе “Холокост. История и современность. Уроки толерантности”, Анжела Чернявская заняла третье место в городской олимпиаде по немецкому языку, Катя Летник — третье место в городских соревнованиях по правилам дорожного движения.
— Мы стали выступать наравне с остальными детьми на интеллектуальных и спортивных соревнованиях, — утверждает директор. — Даже в КВН играем не хуже других.
— Они к вам приходят такие активные и любознательные? — не выдерживаю я.
— В прошлом году пришла шестнадцатилетняя Настя с такой характеристикой, что любая школа поспешила бы от нее откреститься: токсикоманка, воровка, стоит на учете в милиции. Сейчас Настя и на сцене, и в школьном театре, я о ней ничего плохого сказать не могу. Секрет перевоплощения в том, что девушка попала в устоявшийся коллектив сверстников и к хорошим специалистам — социальным педагогам, воспитателям. Ей не дали остаться наедине со своим прошлым. Несколько лет назад к нам попал подросток-токсикоман. Он был настолько зависим от клея, что воспитатели водили мальчишку за руку: чуть отпусти — убежит к приятелям. Сейчас он окончил школу, получил профессию, нормально работает. Мы часто видим его в школьном тренажерном зале. В том, что дети меняются, есть большая заслуга государства, которое создает надлежащие условия для жизни и учебы сирот. Только за прошлый год в рамках программы “Дети Беларуси” школе было выделено 165 миллионов рублей, более 70 миллионов на ремонт системы отопления перечислил Минский областной исполнительный комитет.
Желанные гости в интернате — семьи, которые хотят взять приемных детей. Правда, директор никому не отдает своих воспитанников сразу. Примерно полгода идет притирка: сначала ребенка отпускают на выходные, потом на каникулы, а уже после этого приемные родители и дети принимают окончательное решение. Одна известная в городе семья сейчас берет на выходные Юленьку из младшей группы. Отец зашел в интернат решить какой-то рабочий вопрос, увидел девочку, поговорил с ней — и у Юли появилась гостевая семья. Наверное, это судьба.
Количество детей, направленных на семейные формы устройства, заметно выросло — за последние два года таких случаев было 13. Восстанавливающиеся в правах родители должны погасить долг за содержание своего ребенка в сиротском учреждении. Декрет № 18, обязавший нерадивых родителей возмещать государственные расходы, появился в 2006 году. К сегодняшнему дню долги некоторых родителей выглядят более чем внушительно. Одна мама пятерых детей, например, задолжала Жодинской школе-интернату 18 миллионов рублей. Тем не менее взявшиеся за ум взрослые перечисляют необходимые суммы и с нетерпением ждут решения суда о восстановлении в правах. Детей, ожидающих возвращения к родителям, легко узнать среди сверстников — они словно летают на крыльях. Потому что сегодня, как десять или сто лет назад, детей-сирот объединяет огромное желание вновь обрести родителей.
Ту выпускницу, которая несколько недель назад уехала к отцу, учителя уговаривали повременить до конца учебного года: не за горами абитуриентская кампания, сироты ведь вправе поступить в вуз вне конкурса. Разумеется, не уговорили: девушка не захотела ни на минуту отложить возвращение домой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter