Эксперты о тенденциях туристической отрасли

Доходные впечатления

Агроэкотуризм помогает возродить заброшенные деревни, сохранить народные традиции и быт. Плюсы очевидны: появляются новые рабочие места, улучшается инфраструктура, в регионы идут дополнительные средства, у нашей страны создается положительный имидж за рубежом. Быстрое развитие сельского отдыха было бы невозможно без серьезной поддержки государства. Владельцам агроусадеб предоставлены солидные преференции. К тому же сейчас рассматривается возможность продления льготного кредитования. О тенденциях туристической отрасли мы попросили высказаться наших экспертов.

Фото Кристины Хилько

Корпоративная тень

В  Беларуси установлены одни из самых привлекательных условий для оказания услуг по приему гостей в сельской местности. Указ Президента № 372 в 2006 году дал мощный толчок развитию этой сферы.

Фото из личного архива
Задача была сделать так, чтобы сельчанин, ведущий личное подсобное хозяйство, мог дополнительно заработать на своей земле. Таким образом государство рассчитывало не только подтянуть региональную инфраструктуру, но также привлечь горожан и зарубежных гостей к отдыху на природе. Однако хорошая идея воплотилась лишь частично. Некоторые агроусадьбы пошли по пути гостинично-ресторанного бизнеса, который должен вестись совсем по другим правилам.

Согласитесь, хозяева деревенских домиков должны не просто сдавать туристу койко-место, но и знакомить его с достопримечательностями, культурой, традициями нашей страны. Думаю, неправильно превращать аутентичные избы в обычные кафе для проведения корпоративов.

Агроэкотуризм — прежде всего социальный проект. И главные его преимущества — доступность и простота ведения бизнеса. Я не противник частного предпринимательства: хочешь и умеешь зарабатывать — пожалуйста. Но условия должны быть равными для всех, без использования хитрых лазеек.

Экономическая ситуация в мире непростая. Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в экономику. Ресурсы у многих стран сегодня уменьшились — возросла безработица, упали доходы, снизился объем ВВП, сократилась внешняя торговля. С испытаниями столкнулась и белорусская экономика. Но в нашей стране был принят ряд мер, направленных на ее поддержку в кризисных условиях.

В Беларуси всегда помогали тем, кто хочет заниматься бизнесом. Это налоговые льготы, простота и прозрачность ведения дела. Посмотрите на Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Чтобы быть на шаг впереди конкурентов, государство создало такие условия для резидентов парка, которые без преувеличения можно назвать беспрецедентными. Наша льготная политика — одна из передовых. Это позволяет отнести «Великий камень» в лидирующую группу преференциальных режимов на мировой инвестиционной карте.

Еще один пример — Парк высоких технологий, предоставивший IT‑компаниям льготные условия по подоходному налогу и взносам на социальное страхование. Сейчас особые условия предлагают не только индустриальный парк «Великий камень» и ПВТ, но малые и средние города, юго-восточный регион Могилевской области, Оршанский район и ОЭЗ «Бремино-Орша».

С каждым годом бизнес-климат в нашей стране теплеет. Принята Гос­программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016—2020 годы. На помощь государства могут рассчитывать индивидуальные предприниматели и малые предприятия, выпускающие экспортно ориентированную и импортозамещающую продукцию, внедряющие новые технологии. На фоне пандемии на государственном уровне для бизнес-сообществ были предусмотрены различные льготы. Но и люди не должны сидеть сложа руки. Только преодолевая трудности, можно рассчитывать на успех.

Важно, чтобы те привилегии и возможности, которые государство предоставляет агротуристическим объектам и в целом бизнесу в сельской местности, использовались по назначению и приносили максимальную отдачу. Функции государства — оберегать и создавать благоприятные условия. И оно с этим, на мой взгляд, справляется. Остальное зависит от личных качеств и прилагаемых усилий того, кто занимается своим делом. Стимулировать развитие сельского туристического бизнеса нужно. Однако политику преференций необходимо все-таки пересмотреть с учетом пройденного пути и сегодняшней экономической ситуации, в том числе и в глобальном контексте.

Анатолий Насеня, депутат Палаты представителей Национального собрания

Помощь пришлась ко двору

У  нас более 2,7 тысячи агроусадеб. Отрасль развивается, появляются кластеры, кооперативы, увеличивается число иностранных гостей, которые охотно едут к нам на отдых.

Фото из личного архива
Во многом этого помогли добиться указы Президента. В той же России, Украине до сих пор нет такой, как у нас, правовой базы. Если мы говорим, что агротуризм стал одним из наших брендов — поддержка этого сегмента нужна и в дальнейшем. Не стоит менять правила игры, особенно в условиях ковидного форс-мажора. Радует, что Белагропромбанк продлил программу льготного кредитования для агротурбизнеса. Это актуально и для новичков, и для тех, у кого открылось второе дыхание, — кредит станет подспорьем для энтузиастов, у которых есть дом в живописном месте, но в нем нет удобств и нужен ремонт. Тем более в этом году прогнозируется рост спроса на услуги отдыха в деревне и у белорусов.

Максимальная сумма льготного кредитования агроусадеб — две тысячи базовых величин. Конечно, эти деньги в 2006 году и сегодня, с учетом инфляции, совершенно разные. Но, рассчитавшись по кредиту, можно будет взять новый. Из новаций — в проекте указа предусматривается, что хозяева могут иметь более одной усадьбы. Раньше это просто вытекало из формулировок.

При обсуждении готовящегося документа были предложения, ухудшающие развитие агроэкотуризма. Некоторые предлагали перевести его в сферу предпринимательства или установить жесткий контроль со стороны местных органов. Но в процессе это все отсеялось.

По сути, одну базовую в год, которую платят хозяева агроусадеб, серьезным налогом не назовешь. Но при этом не стоит забывать: есть много косвенных выплат. Например, при строительстве новых домов покупаются стройматериалы — в их цену включен НДС. К тому же в сельской местности появляются новые рабочие места. По мировым стандартам создать одно рабочее место на периферии стоит 100 000—120 000 евро. А ведь у нас много усадеб, где работают по две-три семьи.

Организация такого национального отдыха — непростой бизнес. Нужно продумать концепцию досуга, грамотно обустроить дом. Но опыт показывает: если правильно взяться за дело, этот бизнес может стать вполне доходным.

Да, пандемия больно ударила по сфере туризма. Весной я наблюдала разные модели поведения хозяев: кто-то взял паузу, кто-то работал. Однако более 50 процентов владельцев агроусадеб не отчаивались, искали новые формы взаимодействия, принимали наших граждан в турах выходного дня преимущественно в отдельных домиках. Сейчас спрос на отдых в живописных местах высокий. Этот год показал, что реальную альтернативу заграничным курортам нужно создавать у себя дома.

В 2016 и 2018 годах журнал «National Geographic Россия» провел опрос — и соседи назвали нашу страну лучшей в сфере агротуризма. А в мае этого года в Беларуси планировали провести форум Всемирной туристской организации (ЮНВТО) по туризму и сельскому развитию. По понятным причинам мероприятие перенесли, но выбор нашей страны в качестве места проведения — признание международного сообщества.

Хотелось бы, чтобы Беларусь еще активнее воспринималась как страна агротуризма. Ведь когда привозят делегации из других государств знакомиться с нашим турпотенциалом, именно посещение сельских домиков запоминается больше всего. Живое общение, гостеприимство, яркие впечатления — самое ценное в любом отдыхе.

Валерия Клицунова, председатель правления БОО «Отдых в деревне»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter