Почему Олимпийские игры становятся заложниками большой политики

Доказательство от спортивного

Произнесенный более 120 лет назад бароном де Кубертеном девиз “О спорт, ты — мир!” со временем воспринимается все более критично. Политическими скандалами и судейскими интригами сопровождались практически все Олимпийские игры. Нынешнюю же Олимпиаду в Пхенчхане уже назвали самой политизированной после окончания холодной войны.

Олимпиада-80 даже в отсутствие главных соперников СССР получилась яркой и зрелищной.
фото argumenti.ru

Даже античные Олимпийские игры нельзя назвать эталоном чистоты. У входа на стадион в Олимпии было установлено как минимум 16 статуй Зевса. Все они были изготовлены на деньги спортсменов, уличенных в нечестной борьбе. Но огромные штрафы и публичные порки не останавливали нарушителей. А после того как в играх стали принимать участие императоры Рима, завоевавшего Грецию, ситуация вообще вышла из-под контроля. В спортивных состязаниях судьи раз за разом отдавали победу императору Нерону. Однажды в гонках на колесницах он, будучи никудышным наездником, умудрился выпасть из экипажа, что, впрочем, не помешало ему стать чемпионом.

В прошлом столетии весьма обыденным делом стали бойкоты Олимпиад отдельными странами. Громкий скандал разразился на Играх 1912 года в Стокгольме, запомнившихся миру настоящим беспределом организаторов и шведских судей. Яркий пример — лишение американского атлета, индейца по происхождению, Джима Тора сразу двух золотых медалей в многоборье. Его победа над шведскими спортсменами подрывала чрезвычайно популярную в то время в Швеции расовую теорию о превосходстве “белых” во всех видах спорта. Еще больше пострадали тогда олимпийцы из России, которые не без помощи судей потерпели сокрушительное фиаско: два серебра, три бронзы и предпоследнее место в командном зачете. После Стокгольма Россия решила проводить свои собственные Олимпиады. Их успели организовать в Киеве и Риге. Однако затем олимпийское движение прервали войны и революции.

Игры 1956 года в Мельбурне бойкотировали Египет, Ирак и Ливан — в знак протеста против Суэцкого кризиса, а также Нидерланды, Испания и Швейцария, выступившие против действий советских войск в Венгрии. Олимпиаду 1976 года в Монреале проигнорировали 20 стран Африки, которые потребовали от Международного олимпийского комитета исключить из своих рядов Новую Зеландию. Сборная этой страны по регби годом ранее совершила вояж в ЮАР, которую тогда обвиняли в политике расовой дискриминации. МОК сослался на то, что регби не олимпийский вид спорта, но представителей Африки это не убедило. В 1988 году от участия в Играх в Сеуле отказалась Северная Корея, а в знак солидарности с ней Никарагуа, Куба и Эфиопия. Но “классикой жанра” стали события начала 1980-х, в период пика противостояния двух ведущих держав — СССР и США. Протестуя против ввода советских войск в Афганистан, американский президент Джимми Картер призвал мировое сообщество к бойкоту московской Олимпиады-80. Любопытно, что этот призыв прозвучал незадолго до зимних Игр в американском Лейк-Плэсиде в феврале того же года. На фоне громких заявлений западных политиков в Кремле все-таки решили отправить советских спортсменов за океан. Видимо, в СССР надеялись, что Запад все же оценит добрый жест и привезет своих атлетов в Москву. Но чуда не случилось. Московскую Олимпиаду бойкотировали более 60 государств (правда, некоторые страны разрешили своим атлетам выступать индивидуально, под нейтральным олимпийским флагом).

Тем не менее советское руководство изначально не планировало действовать по принципу “око за око”, и на протяжении всего олимпийского цикла наши спортсмены активно готовились к Олимпиаде-84 в Лос-Анджелесе. Известны слова члена Политбюро ЦК КПСС Гейдара Алиева, сказанные им в 1982 году на встрече в Кремле с президентом МОК Хуаном Антонио Самаранчем: “Мы готовимся к Играм в Лос-Анджелесе. И хотя до нас доходят разговоры о возможном бойкоте с нашей стороны, мы никогда не опустимся до уровня Картера”.

Все изменилось после того, как 1 сентября 1983 года над территорией Советского Союза был сбит южнокорейский пассажирский “Боинг”. Президент США Рональд Рейган использовал эту историю для раскрутки нового витка антисоветской истерии, провозгласив СССР “империей зла”. Обстановка накалилась настолько, что многие стали поговаривать о скором начале полномасштабной мировой войны. В апреле 1984 года глава НОК СССР Марат Грамов направил в ЦК Компартии записку

“О сложившейся ситуации в связи с Олимпийскими играми в Лос-Анджелесе”. Через неделю вышло постановление Политбюро ЦК, в котором говорилось: “Считать нецелесообразным участие советских спортсменов в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе ввиду грубого нарушения американской стороной Олимпийской хартии, отсутствия должных мер обеспечения безопасности для делегации СССР и развернутой в США антисоветской кампании”. Летние Игры-84 проигнорировали также союзники СССР по Варшавскому Договору.

Проигравшими от бойкота стали не только болельщики, лишившиеся остроты и зрелищности соревнований по многим видам спорта, но и сами спортсмены, которые ждали этих Игр и готовились к главным стартам в своей спортивной карьере.

С некоторых пор политики и международные спортивные функционеры взяли на вооружение новый инструмент борьбы с неугодными странами и спортивными конкурентами — допинг. В итоге сборная России выступает на Олимпиаде в Корее под нейтральным олимпийским флагом и названием “Олимпийские атлеты России”. В истории такого еще не случалось, чтобы за употребление запрещенных препаратов отдельными спортсменами репрессиям подвергалась бы вся команда. Точнее, даже вся страна. Впрочем, лицемерия и политической подоплеки в действиях международных спортивных функционеров хватало всегда. Еще в 1920 году МОК не пустил на Олимпиаду в Бельгию Германию и ее союзниц в Первой мировой войне — Австрию, Венгрию, Болгарию, Турцию. Однако прошло совсем немного времени, и Берлин неожиданно для многих получает право на проведение летней Олимпиады 1936 года. В это время в Германии уже приняли Нюрнберг-ские законы о “чистоте крови”, и было понятно, что представляет собой гитлеровский режим, однако МОК этого “не заметил”. А вот Гитлер при поддержке европейских спортивных чиновников сумел использовать Олимпиаду в Берлине для укрепления имиджа своего режима на все сто, тем более что спортсмены Германии на ней победили.

С беспринципностью МОК не раз сталкивалась и наша страна. Почти два года тянулась тяжба белорусских молотобойцев Вадима Девятовского и Ивана Тихона, которых в 2008 году обвинили в положительных допинг-пробах и лишили олимпийских медалей. Атлетам удалось отстоять свое честное имя, но осадок, как говорится, остался. В 2016 году, незадолго до бразильской Олимпиады, исполком Международной федерации каноэ отстранил от международных соревнований мужскую команду белорусских гребцов сроком на один год. Надо ли объяснять, что они были главными претендентами на медали. Наши ребята снова доказали свою невиновность, но олимпийский поезд ушел. Мы эти важные старты пропустили. В итоге ни наград, ни извинений. И вот теперь некрасивая история с судейством выступления фаворита Игр в Пхенчхане Антона Кушнира. Так происходит разрушение главных принципов олимпийского движения. Надо ли это большому спорту, спортсменам, их тренерам и миллионам болельщиков?

КОММЕНТАРИЙ

Вадим Девятовский, призер Олимпийских игр, депутат Палаты представителей Национального собрания


— Я глубоко убежден, что спорт должен быть вне политики. Никому не нужны эти подковерные игры, закулисные споры, выяснение отношений и так далее. Хочется, чтобы была красивая, честная, спортивная борьба. К сожалению, ее сейчас и не хватает. Конкурентов, потенциальных медалистов порой бесцеремонно убирают с дороги, как это произошло с лидером мирового фристайла белорусом Антоном Кушниром. Здесь, конечно, есть вопросы и к федерации фристайла, которая назначает судей. Тяжело вообще объяснить такие решения, когда весь мир видит, как все происходило на самом деле. Репутации судьям, спортивным чиновникам это точно не прибавляет. Когда специалисты, представители спортивной общественности в один голос говорят, что оценки явно занижены, тут уж невольно начинаешь думать и подозревать все что угодно, вплоть до сговора.

То же самое касается и отстранения российской сборной от Олимпиады. Возможно, у кого-то и были некоторые сомнения. Но зачем же применять коллективную ответственность? Зачем наказывать спортсменов, которые честно всю жизнь пахали и ни разу не попадали под подозрения? Это крайне несправедливо. По-моему, крупным спортивным функционерам давно пора собраться вместе и “перезагрузить” отношения. Просто посмотреть со стороны на все происходящее и дать четкую правовую, моральную оценку нелицеприятным фактам. А заодно определить общие подходы и принципы решения спорных вопросов, которые были бы всем понятны.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter