С 1 июля вступят в силу поправки в законодательство о медиации

Договор дороже спора двух супругов

Эта новость быстро облетела информационные порталы и заняла прочное место в сетевых дискуссиях. С 1 июля вступят в силу поправки в законодательство о медиации, которые касаются ряда кодексов, в том числе Кодекса о браке и семье. Супругам, которые решили разойтись, в загсе или суде обязательно предложат примириться с помощью медиатора (по-простому, договорщика, посредника между спорящими сторонами). 


По-моему, отличное предложение, но далеко не всем новация пришлась по душе. Даже те, у кого в браке идиллия, почему-то настроены категорически против какого-то там медиатора: мол, зачем сор из избы выносить? Некоторые ошибочно ассоциируют общение с этим специалистом с медитацией: сделали глубокий вдох, досчитали до десяти, выдохнули…

Смех смехом, а медиация в цивилизованном мире давным-давно признана одним из самых действенных способов договориться. Ведь договориться можно практически всегда. Даже если обида от измен мужа захлестывает, а упреки тещи сидят в печенках. Даже если некогда счастливые на фото молодожены теперь едва сдерживаются, чтобы не сорваться на оскорбления, а то и рукоприкладство. Таких печальных историй немало. Например, в недавнем 2018 году в стране 33 тысячи распавшихся семей. Число «пострадавших» смело умножайте на 4. Потому что драма касается не только двоих — это еще и разбитые сердца детей, бессонные ночи родителей. 

Поможет ли медиатор? Вспомните свадебную забаву — родня жениха против родни невесты. Варианты разные, например, кто кого перекричит или перепоет. Когда начинается семейный батл, родня, конечно, поддержит своего, еще и масла в огонь подольет: жена твоя — крокодил и борщ варить не умеет. А вот медиатор не будет искать хороших, плохих, это нейтральный арбитр, который преследует одну простую цель — наладить диалог. Даже если до этого была долгая холодная война. 

Решение суда «Вы разведены, идите с миром» крайне редко удовлетворяет бывших мужа и жену. Все равно остаются обиды, недосказанность, много спорных моментов. Например, дети оказались с папой. Сможет ли бабушка по линии мамы рассчитывать на каникулы с внуками? Или совершеннолетняя дочь живет с мамой. Будет ли папа помогать учить ее на платном? 

Расставить все точки над «i» поможет именно медиатор. Вопросы имущества, дальнейшего содержания и воспитания детей проговариваются и находят отражение в соглашении между супругами. Говорят, пары, которые три месяца, данные судом на примирение, поработали с медиатором, расходятся спокойно, без истерик, лишних страданий и спектаклей на суде, выстраивают нормальные отношения в будущем. 

Что еще важно? В процессе работы с таким вот арбитром супруги могут даже просить прощения друг у друга, а это порой очень важно для отдельной стороны. И самое главное, есть, пусть и небольшой, процент пар, которые решают сохранить брак. В 2017 году по инициативе Белорусского союза юристов в Минске запустили пилотный проект по внедрению медиации в столичных загсах. Около 10 пар после работы с медиаторами передумали разводиться. Малая, но все же победа.

К чему я веду? Если семья оказалась на грани, не нужно отказываться от информационной встречи с медиатором. Она бесплатная и с июля этого года будет при каждом загсе. В отдельных странах такая встреча носит обязательный характер, у нас рекомендательный, то есть никто туда палкой гнать не станет. Но вдруг это спасательный круг для семьи? Говорят, мужа или жену поменять можно, но проблема сама собой не рассосется, а перекочует в новую семью. Еще один аргумент в пользу медиатора — он не вынесет грязное белье на всеобщее обозрение, не станет обсуждать проблемы вашей семьи даже в кругу коллег. Таков закон профессиональной этики. Самое главное — поможет договориться. Увы, вести цивилизованные переговоры, вместо того чтобы давать волю эмоциям, не учат в школе, институте, дома.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter