Проблема ядерного разоружения и контроля над распространением ядерного оружия — ключевая для будущего планеты

Договор дороже денег

Все чаще мы слышим такую характеристику современного положения дел в международной политике — новая холодная война. Увы, все больше признаков того, что мир вступил в эпоху новой конфронтации между сверхдержавами и блоками. Правда, вместо Советского Союза в качестве главного оппонента Запада называют окрепший Китай. Впрочем, и Россия вместе с ее союзниками тоже попадают в общий лагерь противников западной гегемонии. Мы видим, как в более сложной конфигурации, но все же оформляются новые блоки, и у них проявляются не только геополитические очертания, но и идеологические мотивы. А противостояние идеологий и ценностей — это то, что было во время первой холодной войны. Но есть и более тревожные признаки этого состояния — нарастание угрозы ядерной войны… 

Индикатор мира 

Казалось, мы ушли от ядерной угрозы достаточно далеко. Но, видимо, ненадолго. Конца истории в результате победы Запада в первую холодную не произошло, конфликты не закончились, а клуб государств, обладающих ядерным оружием, существенно пополнился. К нему присоединились Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея. 

Несколько влиятельных стран, таких как Иран, развивают свою ядерную программу. Да — мирную, но тем не менее сейчас путь от мирного атома к боевому сократился, и никто не может гарантировать, что ядерное оружие не появится у новых государств. В каком-то смысле ситуация в мире сегодня гораздо хуже той, что была 40—50 лет назад в разгар предыдущей холодной войны. Тогда мир был разделен на два лагеря: капиталистический и социалистический. Плюс Движение неприсоединения. Все-таки были довольно четкие правила игры и механизмы сдерживания напряженности.

А сегодня полюсов и блоков уже гораздо больше, чем просто два, появились мощные международные террористические сети, которые сами в состоянии создать ядерную бомбу и применить ее во имя безумных фанатических целей.

Между США и Россией, по сути, демонтирована система основополагающих для безопасности договоров, и только их решение продлить Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (­­ДСНВ, СНВ-3) не позволило окончательно разрушить эту систему. Но сама эта система выглядит безнадежно устаревшей, ведь кроме США и России есть еще ядерные державы, а Китай пока вообще находится в стороне от нее. 
В этом контексте огромную важность приобретает Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (­­ДВЗЯИ), открытый для подписания в штаб-квартире Организации Объединенных Наций 24 сентября 1996 года. К настоящему времени договор подписали 183 государства, ратифицировали 164, но, к сожалению, из-за позиции отдельных ядерных стран он не может стать обязательным для всего мира, а это значит, что ядерные раны будут еще появляться на теле нашей планеты.
Этот договор является хорошим индикатором того, кто же на самом деле стремится к миру и готов договориться с другими о мирном сосуществовании в общем доме. Не будет сюрпризом, что именно США последовательно отказываются его ратифицировать и выступают, по сути, той стороной, которая оставляет открытой возможность для создания все новыми странами ядерного оружия и проведения его испытаний.

Ящик Пандоры

Фактор ядерного оружия в свое время не позволил уничтожить Советский Союз и установить США тотальное господство, но сейчас его значение пытаются переосмыслить. Все чаще в аналитических статьях и докладах западных «фабрик мысли» мы можем встретить допущения о том, что тактическое ядерное оружие вполне может быть применено, и это не вызовет превращения локальных конфликтов в глобальные.
Нас словно приучают к мысли о том, что открыть ящик Пандоры — это вовсе не опасно, и что даже стоит попробовать сделать это, все равно никаких серьезных последствий не будет. Подобные идеи вбрасывают в публичное поле с одной целью — приучить общественное сознание к тому, что применение ядерного оружия возможно и оправданно.
Опасность этих идей в том, что их авторы просто не осознают непредсказуемый характер последствий применения ядерного оружия в любой, пусть и самой ограниченной форме. Ведь никто не знает, чем может ответить противник в воображаемом конфликте, не посчитает ли он его применение для себя экзистенциальной угрозой и не ответит ли всей мощью своего арсенала.

Реалистичных сценариев о том, что будет в этом случае, в докладах «фабрик мысли» мы не найдем. Там все больше встречаются другие мантры: например, Россия так ответить не сможет, она якобы слишком слаба и не будет ввязываться в крупномасштабный глобальный конфликт. Хотя Президент Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что будет в этом случае, употребив метафору про рай, и тех, кто туда попадет.

Запад очень самоуверен, там полагают, что только они способны моделировать будущее, и исключительно в выгодном для себя ключе. Но эта самоуверенность может очень дорого обойтись и самому Западу, и миру в целом. Проблема ядерного разоружения, контроля над распространением ядерного оружия — ключевая для будущего планеты.
И уж если мы говорим о новой холодной войне, то должно возникнуть и новое широкое движение за мир и разоружение, если мы не хотим погрязнуть в хаотической гонке вооружений и убедиться в том, что ядерное оружие стало слишком доступным.
Для этого мы должны использовать не только международные площадки, такие как ООН, но и достучаться до сознания вменяемой части элит на Западе и Востоке хотя бы для того, чтобы начать простой диалог. Из этого диалога должно родиться понимание общего интереса сохранить жизнь на планете и осознание реальных возможностей избежать глобальной войны всех против всех. Пока еще не поздно это сделать. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter