Урегулировать спор мирным путем: кто и с какими исками обращается в экономический суд Гомельской области

Договор дороже денег

Дела о банкротстве, споры о расчетах, жалобы на проверки налоговых органов — какие иски экономического характера чаще всего становятся поводом для судебных разбирательств 

В 2021 году в экономическом суде Гомельской области было рассмотрено более полутора тысяч дел. Это в несколько раз меньше, чем пять лет назад. Причин снижения количества судебных разбирательств несколько: разрешение споров альтернативными способами (медиация, учинение исполнительной надписи), их урегулирование в досудебном порядке, повышение правовой грамотности субъектов хозяйствования, нежелание одной из сторон терять бизнес-контакты. Вместе с тем растет количество исков, связанных с налоговыми махинациями. По результатам их рассмотрения в бюджет региона поступают миллионы рублей, а против фигурантов возбуждаются уголовные дела. Какие схемы используют «предприимчивые» дельцы и какие еще направления деятельности стали лидерами исков — в интервью с председателем экономического суда Гомельской области Натальей Сарнавской. 

Заплати налоги и спи спокойно

— Наталья Николаевна, какие дела в сегодняшней судебной практике принимают характер тенденции?

— С конца прошлого года увеличилось количество жалоб на проверки налоговых органов. Например, чтобы пользоваться упрощенной системой налогообложения, субъекты хозяйствования дробят свою организацию на несколько мелких. Руководители прекрасно понимают, что это незаконно, но жажда прибыли становится важнее страха разоблачения. В результате проверок налоговых органов и обращений в суд в бюджет доначисляются огромные суммы: от 300 тысяч до полутора миллионов рублей. Недавний пример. Гомельское ООО искусственно дробило один относительно крупный бизнес по сдаче в аренду торговых площадей на несколько мелких. Цель все та же — получение незаконной налоговой выгоды. В итоге учредитель должен уплатить в бюджет почти 1 млн 650 тысяч рублей. Нужно помнить, что подобные дела зачастую не заканчиваются только финансовыми взысканиями, они переходят в уголовное производство. Неуплата налогов — это причинение вреда государству. 

— Какой процент в общем объеме занимают иски, которые подают налоговые органы?

— Экономические споры, возникающие у субъектов хозяйствования с таможенными органами и налоговыми инспекциями, а также дела о банкротстве составляют 20 процентов от общего количества.

Санация не значит ликвидация

— Насколько заметными становятся дела о банкротстве? Часто ли приходится начинать судопроизводство по ликвидации организации?

— Мы стремимся спасти от ликвидации буквально каждое предприятие. Лишних у нас нет — все важны и нужны, везде работают люди. Но эти дела являются достаточно сложными, поскольку при их рассмотрении приходится решать огромное количество вопросов и споров: трудовые, вопросы экономического развития предприятия, производственной деятельности и другие. При наличии возможности суд вводит процедуру санации. Это период оздоровления предприятия, на протяжении которого временно приостанавливаются выплаты по долгам, назначается антикризисный управляющий, появляются дополнительные преференции. И если новое руководство грамотно сработает и воспользуется всеми предоставляемыми государством льготами, то платежеспособность удается восстановить. Сейчас в санации находится 17 организаций региона, в том числе пять — негосударственной формы собственности. Большинство из них уже встало на ноги и раньше времени выполняет программу санации — речь о погашении налогов, задолженности по зарплате, взносов в ФСЗН, кредитов и прочих платежей. Многие субъекты хозяйствования используют это время для модернизации производства. То есть не нужно бояться санации и торопиться ликвидировать предприятие — чаще всего есть шанс сохранить его и рабочие места. Если антикризисный управляющий не просто раз-два в неделю приезжает на производство, а болеет за него душой и объединяет в этом деле весь коллектив, то успех почти всегда гарантирован. 

— Назовите удачные примеры таких предприятий.

— Их достаточно. Светлогорский домостроительный комбинат, ОАО «АМИПАК», ОАО «САЛЕО-Гомель», ВИПРА, Мозырский авторемонтный завод. На некоторых из них уже проведена модернизация. Все зарплату выплачивают вовремя, где-то даже позволили себе значительно увеличить штат работников.

При возможности экономический суд вводит процедуру санации. Это период оздоровления предприятия, на протяжении которого временно приостанавливаются выплаты по долгам, назначается антикризисный управляющий, появляются дополнительные преференции.

Исков стало меньше

— С чем связаны остальные 80 процентов обращений в экономический суд?

— Подавляющее количество споров — расчетные дела. Допустим, истец поставил ответчику товар, а тот за него не рассчитался. Или предоставил услугу, а оплату не получил. Начинаются просрочки. Часто при подписании сделки ответчик хорошо понимает, что денег у него нет, но это его не останавливает. В данный момент для него главное — получить товар или услугу. То есть здесь ничего запутанного и сложного — обычная безответственность.

— Между субъектами какого уровня чаще возникают конфликты?

— По большей части это мелкие и средние субъекты хозяйствования. 

— Стратегически важен для экономики каждого региона аграрный сектор. Часто ли приходится рассматривать иски, касающиеся сельскохозяйственной сферы?

— Очень актуальный вопрос. Еще лет 5—10 назад иски, в которых ответчиками выступал сельскохозяйственный сектор, шли потоком. Причина — низкая правовая грамотность руководителей, специалистов предприятий, подписывавших договоры на закупку комбикорма, химикатов, комплектующих буквально не глядя. Иногда это были просто кабальные сделки с несколькими ступенями ответственности. В результате пеня, начисляемая поставщиками, могла в несколько раз превосходить сумму основного долга.

— Сейчас таких дел стало меньше?

— Да, намного. Вместе с комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома мы проанализировали проблему и начали проводить семинары. Объясняли, как правильно составляется договор, на что обратить внимание при его подписании, каким образом оспаривать неправомерные претензии. Ведь далеко не на всех этих предприятиях есть юристы. В связи с повышением правовой грамотности, например, в 2021 году с сельхозпредприятий не взыскано более 11,5 миллиона рублей в связи с обоснованным представлением ими возражений по заявленным поставщиками требованиям.

— А бывает, что свою вину или ошибку признает не ответчик по делу, а истец?

— Да, такое случается. Например, истец был искренне убежден в своей правоте, доказывал это ответчику лично, потом обратился к нам. И только во время рассмотрения дела ему наконец разъясняют, что он заблуждался без всякого злого умысла: ситуацию видел только, допустим, со своей стороны. Ведь каждая сторона защищает свои права и интересы. Если участники признают свою неправоту, они заключают мировое соглашение или соглашение в порядке примирения, а мы его утверждаем. Таким образом заканчивается примерно четверть всех дел данной направленности.

— За последние десять лет количество исков, поступающих в экономический суд Гомельской области, сократилось в несколько раз. С чем это связано?

— Причин несколько. Субъекты хозяйствования чаще стали обращаться за юридической помощью. Повысилась правовая грамотность субъектов предпринимательства, широко используется институт исполнительной надписи нотариуса для взыскания долга. Кроме того, в Беларуси развивается система медиации, основанная на урегулировании конфликта мирным путем. К ней тоже активно прибегают стороны. Из поступивших к нам материалов мы видим, что если раньше истец спешил в суд буквально сразу после возникновения проблемной ситуации, то сейчас — спустя год, а то и два, когда все другие способы исчерпаны. Суд старается рассмотреть все дела в первом судебном заседании. 

ЦИФРЫ

♦ В 2021 году экономический суд Гомельской области рассмотрел 1753 дела. Отменено в кассации три дела — это 0,17 процента от количества рассмотренных. 

♦ Эффективность деятельности суда (соотношение рассмотренных дел к назначенным) составила 97 процентов. 

♦ В 2021 году от общего числа дел, рассмотренных в порядке приказного производства, перешло в исковое производство 1,5 процента. 

severyanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter