В Минске прошел фестивале «ТЕАРТ»

Дочернее предприятие

Отдыхает ли природа на детях талантливых людей — вопрос из разряда риторических: почему Володька сбрил усы?
Отдыхает ли природа на детях талантливых людей — вопрос из разряда риторических: почему Володька сбрил усы? Нет ответа. Известны случаи, когда отпрыски великих династий кончали жизнь в коробке из–под телевизора или под забором у захудалого гастронома. К таким примерам питаю сочувствие, разбавленное беззлобным обывательским любопытством. Вот ведь — не испугались порицания и общественного мнения, оказались–таки неудачниками, втоптали в грязь фамильное серебро, пустили по ветру бабушкины бриллианты. Есть, конечно, и другие примеры. Когда наследники только приумножают, радуют, плодоносят, как белый налив, несут в клюве по веточке. Снимают, например, «Сталинград», открывают новый уютный ресторан русской кухни или катаются на коньках в телевизионном шоу. Честь им и хвала. На днях получил новую калорийную пищу для размышлений.

На продолжающемся в Минске фестивале «ТЕАРТ» сразу два спектакля представили отпрыски известных семейств. В постановке Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» московского театра имени Пушкина главную роль исполнила дочь кинорежиссера Сергея Урсуляка — Александра. Французский спектакль «Шепот стен» дал редкую возможность познакомиться с режиссерским почерком дочери самого, страшно сказать, Чарли Чаплина — Викторией (по линии матери у нее тоже неплохой дедушка: нобелевский лауреат по литературе Юджин О’Нил). К тому же в постановке занята внучка Чаплина — Аурелия Тьере. Оба спектакля роднят актерская энергия и гимн красоте человеческих чувств, как написали бы в старом советском театроведческом журнале.

Мне, старой крысе, чего–то в игре Александры не хватило. В спектакле по знаменитой пьесе Бертольда Брехта, положившей начало славной эре «Таганки» Юрия Любимова, она играла сразу две роли — проститутки Шен Те и своего вымышленного двоюродного брата Шуй Та. Но раскочегарилась Урсуляк только во втором акте, когда, кроме уверенного владения профессией, появилось нечто большее, какое–то внутреннее свечение. До этого Саша задумчиво бродила по сцене, словно пассажир, либо отставший от своего поезда, либо вовсе забывший, куда ему надо ехать. Режиссер Бутусов смастерил для нее такой прочный панцирь в виде депрессивных декораций, плотных зонгов в исполнении живого ансамбля музыкантов, стихов на немецком языке, что из него с трудом смогла бы выбраться и более опытная актриса. На крыльях этой печальной бабочки, героини спектакля, виден уверенный отпечаток ботинка режиссера.

На фоне жесткого и совсем не доброго «Доброго человека из Сезуана» французский «Шепот стен» от семейства Чаплинов–Тьере все равно, что бокальчик сухого шампанского. Быстро пьянеешь, но так же быстро и приходишь в себя. Полный технологической выдумки и фантазии, режиссерских фокусов и оптической игры с пространством, балансирующий на грани театра и цирка «Шепот стен» любого зрителя превращает в разрумянившегося ребенка.

В общем, как ни крути, как ни провоцируй, как ни изображай брехтовскую экспрессию — фамилия кормит. Потому ее нужно беречь смолоду. Организовать свой мобильный, передвижной, востребованный на международных фестивалях театр все–таки легче, если дедушка статуэткой «Оскара» орехи колол. Шансов получить главную роль в театре у дочери режиссера «Ликвидации» больше, чем у ее же коллеги, приехавшей из Мытищ или Химок. Так было и так будет.

Ни в коем случае не списываю со счетов талант актрис, с которыми довелось познакомиться. Гены работают — и что–то там с ними по крови передается. Чужие дети действительно быстро растут. И вот уже дочь Сергея Мигицко играет в Ленкоме, карапуз Пашка Табаков вместе с отцом выходит на сцену в спектакле по советскому классику Розову, внук Олега Ефремова Никита пополнил славные актерские ряды «Современника». И никто не намерен давать природе отдых. Каждый требует свою частицу таланта, свой заслуженный кусочек от семейного пирога и сувенир на память от генеалогического древа.

Советская Белоруссия №194 (24331). Вторник, 15 октября 2013 года.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter