Добрые дороги

Проезды, магистрали, автострады, шоссе и серпантины… Что бы люди делали без проторенных дорог?! Ни эффективной экономики, ни качества путешествий, да вообще ничего — сплошная распутица и неразбериха. Потому и называют дорожную сеть артериями жизни и главным признаком цивилизации. 

Какими только ни были прежде пути-дороги — мощеными, деревянными, гравийными, из клинкерного кирпича, досок, бревен, дубовых кругляшей. Их история и эволюция необыкновенно интересны. Реалии дорожного полотна наших дней — надежный асфальтобетон. Еще бы! Нагрузка современных дорог колоссальная — нескончаемый поток личного, общественного и грузового автотранспорта, это не как прежде — конный да пеший… 

Валерий РАДЧЕНКО.
Создавать порядка 200 разных вариаций асфальбетонных смесей? Представьте себе — это производственные возможности ОАО «Макродор». В чем еще заключена уникальность предприятия? К каким новым стандартам работы здесь стремятся? 

— Семьдесят пять лет назад наш завод был создан для обеспечения ремонта и строительства путей сообщения Минска и кольцевой автодороги. Опыт накоплен большой, качество создаваемого дорожного покрытия высокое, — делится заместитель директора ОАО «Макродор» Валерий Радченко. — Я много где побывал и, конечно, во время деловых поездок и путешествий как профессионал прежде всего оцениваю качество дорог. Давно сделал вывод: наши минские трассы ничуть не хуже тех, что видел в Норвегии, Германии, Польше. Беларусь — небольшая страна, при этом строительству, содержанию, развитию и благоустройству дорожной сети уделяется много внимания. 

 Что касается локально нашего производства, как и всюду, его прогресс невозможен без технического перевооружения. Восемь лет назад во время старта реконструкции завода были закуплены и установлены две современные линии по производству асфальтобетонных смесей «Беннингхофен» (Германия) мощностью 200 и 320 тонн в час. Это высокотехнологическое
оборудование позволило снизить энерго- и трудозатраты, удешевить стоимость асфальтобетонных смесей по сравнению с аналогичной продукцией предприятий-конкурентов. 

Дробилка щебня.

При создании смесей для дорожного покрытия на заводе применяют современные технологии. Мы освоили производство холодного асфальта — в его составе специальные химические добавки, которые обеспечивают пластичность и прочность смеси. Это стало экстренной помощью ремонта дорог даже в минусовые температуры. И если «классический» горячий асфальт по технологии можно укладывать исключительно весной и летом, холодный — универсален. Когда проезжий путь требует быстрого и качественного восстановления, он всегда выручает. 

Александр Пушкарев, варщик асфальтовой массы.
Вот так выдержка!
С каждым годом нагрузка на автодороги растет — транспортные потоки увеличиваются. Потому есть запрос на совершенствование «рецептур» асфальтных смесей (АБС). Хотя их основной состав неизменен — песок, щебень, битум и минеральный порошок. 

— Поиски наилучших компонентов для АБС, а также их оптимальных пропорций не прекращаются, поскольку достичь совершенства их состава для наших климатических условий сверхсложная задача, — акцентирует Валерий Григорьевич. — Поясню: если рассматривать, например, страны Африки, там практически всегда сухо и жарко. В нашем же климате все варианты погодных капризов — дожди и засуха, снег, мороз, оттепель. Это влияет на сроки эксплуатации дорог, они чувствительно реагируют на температурные перепады. Потому оптимальный состав смесей продолжает совершенствоваться. К тому же в мире появляются новые химические добавки — адгезионные и целлюлозные, а также различные пластификаторы, которые со знаком плюс влияют на укладку и долговечность асфальтобетонного покрытия. Вот поэтому не прекращается наше сотрудничество со специалистами БНТУ над улучшением качества асфальтобетонных смесей. 

Установка для модификации битума.

Что еще интересно: ОАО «Макродор» — единственное в Беларуси производство, где создают асфальтобетон повышенной деформационной устойчивости (АПДУ). Им выложены главные дороги и проспекты Минска. И даже тяжелая колесная и гусеничная военная техника, которая проходит во время парадов и подготовки к мероприятию, не наносит ущерба таким «укрепленным» путям. 

АПДУ долговечен — без явных изъянов и существенного ремонта может служить 15—20 лет. Эта асфальтобетонная смесь, помимо базовых компонентов, содержит полимерные добавки, которые улучшают качественные характеристики дорожного полотна. Они и придают асфальту необходимую прочность, шероховатость, износоустойчивость. 

ОБЪЕКТИВНО

В январе — августе 2021 года объем производства товарной продукции в фактических ценах на ОАО «Макродор» составил 29,8 млн рублей, что на 123,9 процента больше показателя того же периода прошлого года. Прибыль равна более 

1,5 млн рублей, рентабельность продаж — 5,8 процента.
По второму циклу

Старые дороги дают жизнь новым! Спросите, как это? Практика многих развитых стран — использование демонтированных и переработанных асфальтобетонных покрытий для строительства и ремонта дорог. Это разумный, экономически грамотный подход. Так что сегодня не только стекло, бумага и пластик идут по второму циклу переработки, но и дорожное покрытие. Ведь нерациональная их утилизация — расточительство.
Евгений Блатун, слесарь.

Еще раз напомним классический «рецепт» асфальтобетонной смеси: щебень — дорогостоящий в производстве компонент, песок — исчерпаемый ресурс, битум (он же «клей» для дорожного покрытия), на производство которого в мире расходуются тонны добытых нефтепродуктов. Так что рециклинг асфальтобетона финансово и экологически обоснован. Его перерабатывают в гранулят при помощи дробильных установок до определенной фракции, разогревают, чтобы вяжущие вещества состава восстановили свою пластичность, затем добавляют в новую асфальтобетонную смесь. Надо сказать, дорожные покрытия могут содержать до 20—30 процентов переработанного материала. Полученный таким способом асфальтобетон надежен и долговечен. При этом стоимость созданной дороги значительно ниже той, которая строится из нового сырья.

В связи с этим очередной значимый этап процесса технического перевооружения завода — закупка современной производственной линии, позволяющей использовать гранулированный асфальт для асфальтобетонной смеси. Профессиональные компетенции специалистов позволят быстро освоить новую технологию. 
Уважаемые работники дорожного хозяйства!

Примите самые теплые поздравления 
с профессиональным праздником! 

От качества и эффективности вашей работы напрямую зависит развитие отраслей экономики и социальной сферы. Своими знаниями и мастерством вы поддерживаете надлежащее состояние главных средств коммуникации — дорожных путей, имеющих в век высоких скоростей колоссальную значимость. Хорошие дороги и их современная инфраструктура — это легкость и скорость передвижения, безопасность и комфорт водителей, пассажиров и пешеходов. 
В День автомобилиста и дорожника Беларуси желаю уважаемым коллегам и партнерам горячего интереса к работе, новых амбициозных проектов, достойного вознаграждения за труд, требующий большой самоотдачи, сил и вложений. 
Пусть жизненные дороги ведут вас только к удаче и счастью! 

Директор ОАО «Макродор» Олег СКУРАТОВИЧ
УНП 100059044
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter