Доброе дело

В Минске появилась уникальная услуга — социальное такси...

В Минске появилась уникальная услуга — социальное такси. Серебристые микроавтобусы с радугой на бортах бесплатно отвозят инвалидов в поликлиники, центры дневного пребывания, аптеки, нотариальные конторы, банки... Подобные службы эпизодически возникали и в других городах, к примеру, в Бресте, Барановичах, но такую централизованную и большую организовали впервые. Теперь «колясочникам» не придется подолгу ждать низкопольных автобусов и с трудом разворачиваться в узком проходе битком набитого троллейбуса.


— Видите, тут у нас бельгийский подъемник, специальные крепления, ремни безопасности, кондиционер, — Татьяна Погробенко, завотделением первичного приема, информации, анализа и прогнозирования территориального центра социального обслуживания населения Заводского района, с гордостью показывает переоборудованный «Мерседес–Спринтер». — Сиденья из салона убрали, оставив место для инвалидных колясок. Чтобы пассажирам не было скучно, установили телевизор и DVD–проигрыватель.


Всего в городе 10 таких микроавтобусов: по одному на каждый район, а самому большому, Фрунзенскому, достались 2 машины. Раньше они были городскими маршрутками, и, чтобы их переоборудовать, «Минск-транс» потратил 520 миллионов рублей. Обновленные автомобили с 8 утра и до 8 вечера без обедов и выходных к услугам инвалидов I группы и «колясочников», инвалидов по зрению с одним сопровождающим. В одном только Заводском районе за сентябрь уже набралось более 80 вызовов.


— Когда в салоне такие пассажиры, ехать стараюсь максимально аккуратно, тут не до лихачества, — это главный принцип работы водителя социального такси Александра Берната, который совсем недавно водил обычную маршрутку Ангарская — Вокзал. — Работать совсем не сложно: доброжелательность — вот все, что им нужно. Бывает, и коляску в квартиру поднимаю. Как же не помочь, если больше некому!


Нам с Александром предстоит забрать двоих ребят из центра дневного пребывания инвалидов. Елене 26 лет, Алексею — 24. Оба — «колясочники» с тяжелыми нарушениями здоровья.


— В центре мы бываем каждый день, кроме выходных. И рисуем, и лепим, и клеим — кто что может, — начинает перечислять Лена.


— Да–да, а еще мозаику собираем и песни поем с Олегом Юрьевичем (слепым пианистом, который ведет музыкальный кружок. — Прим. авт.), — добавляет Леша. — Иногда я играю на компьютере, да вот только руки у меня непослушные. Вы, пожалуйста, поскорее домой отвезите: маме на работу пора, а ей еще надо успеть меня покормить, сам–то я не могу.


Пару минут — и мы уже подъехали к его дому на улице Райниса. Мама, Елена Брониславовна, ждет у подъезда.


— С социальным такси, конечно, стало гораздо удобнее, — довольна она. — Только не будет ли эта услуга разовой акцией? Однажды нас уже взялись возить, да через месяц спонсоры отказались от затеи...


Тем временем Александр включает подъемник — и коляска с Лешей плавно опускается на землю. Елена Брониславовна подкатывает ее к подъезду. И тут начинаются трудности.


— Просила домоуправление хотя бы стесать порожек, не говоря уже о пандусе, увы... — разводит руками мать. — Поднять сына в квартиру — проблема.


Та же ситуация и в подъезде по переулку Охотскому, 14.


— Пандус такой крутой, — показывает Тамара Анатольевна, мама Лены, — что пользоваться просто невозможно. Спасибо водителю Саше, помогает. Что бы я без него делала?


В этом же подъезде живет взрослый «колясочник». Поднять его наверх могут только четверо помощников. Вот тебе и безбарьерная среда...


И все–таки дело не в дорогущем подъемнике и не в DVD–проигрывателе — просто в этой службе, наверное, подобрались люди неслучайные, неравнодушные. Месяца не проработало социальное такси, а уже идут первые благодарности водителям. Порой обычной доброжелательности, такой, которую каждый день излучает Александр Бернат, достаточно, чтобы преодолеть даже самые трудные барьеры.


Компетентно


Заместитель начальника управления социальной поддержки населения — начальник отдела по работе с ветеранами, инвалидами, пожилыми людьми комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ирина Дудка:


— На сессию городского Совета депутатов мы вынесли предложение сделать социальное такси бесплатным для инвалидов I группы, «колясочников». И нашу идею поддержали. Также не забываем и о том, чтобы сделать общественный транспорт как можно более комфортным для людей с ограниченными возможностями. За последние три года закупили 499 низкопольных автобусов, 664 таких же троллейбуса и 2 трамвая. Получается, уже 48 процентов всего городского транспорта оборудовано для «колясочников». В планах — установить специальные дорожные знаки на остановках, чтобы водители открывали широкие центральные двери прямо перед инвалидами.


СПРАВКА «СБ»


В Минске проживают более 109 тысяч инвалидов, в том числе более 10 тысяч — I группы, 2.309 инвалидов–«колясочников» и более 4 тысяч детей в возрасте до 18 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter