Добро пожаловаться

Для многих граждан сразу «постучаться» наверх проще, чем сделать звонок в ЖЭС...

Для многих граждан сразу «постучаться» наверх проще, чем сделать звонок в ЖЭС

…Десятки людей, ожидающих своей очереди на личных приемах руководителей различного уровня, сотни жалоб, которые ежедневно проходят через инстанции, факты недопонимания между чиновниками и заявителями. К сожалению, все это — реальность, подталкивающая на принятие очередных мер по дебюрократизации государственного аппарата, привлечению к ответственности тех, кто так или иначе тормозит решение насущных вопросов, с которыми обивают пороги жаждущие справедливости граждане. Но всегда ли в таких ситуациях правы сами «ходоки»? Ведь, как показывает практика, зачастую они требуют невозможного или, мягко говоря, не совсем законного решения своих проблем.

Обо всем этом и о многом другом шел разговор на выездном семинаре, в котором участвовали руководители и специалисты Министерства труда и социальной защиты, представители всех облисполкомов страны. Особую актуальность получило обсуждение нового Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц», который скоро вступит в действие. На Витебщине участники семинара изучили практику работы с обращениями граждан в целом по области, побывали в Орше и Чашникском районе, ознакомились с ее особенностями в данных регионах.

Так, в комитет по труду, занятости и соцзащите Витебского облисполкома за 8 месяцев поступило 1620 обращений, что несколько меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На 14 процентов снижено число письменных обращений, что явилось закономерным итогом активизации работы по предварительному консультированию, увеличения количества «прямых линий», выездных приемов и выступлений специалистов в СМИ.

На 30 процентов меньше стало жалобщиков и в Оршанском горисполкоме. Здесь для работы с гражданами кроме традиционных методов активно задействованы интернет-сайт, местное телевидение, где по принципу «прямой линии» проходят еженедельные передачи «Диалог в прямом эфире» с участием руководителей исполкома, различных служб и организаций города, а также общественная приемная, в которой можно получить бесплатную консультацию нотариуса, юриста, сотрудника суда или прокуратуры.

 Интересная закономерность, подмеченная городской «вертикалью», — на «горячую линию», действующую в горисполкоме ежедневно с 8 до 21 часа, люди часто обращаются с такими вопросами, которые вполне решаемы на первоначальном этапе в тех или иных службах города. И не было бы в таких обращениях ничего необычного, если бы горожане при необходимости вызова сантехника, скажем, сделали сначала звонок в ЖКХ, а уж после того, как получили отказ, — в горисполком. Но оказывается, для многих постучаться сразу «наверх» значительно проще…

В Орше проанализировали ситуацию, сделали выводы и решили создать «горячие линии» во всех организациях, в функции которых входит устранение социально значимых проблем населения. Сегодня здесь, как сообщил заместитель председателя горисполкома Николай Саксонов, действует 12 таких оперативных «штабов», их работа регулярно рассматривается на совещаниях у руководителя города. В итоге количество жалоб в вышестоящие инстанции от жителей Орши за год уменьшилось почти наполовину.

Действенная практика работы с гражданами сложилась и в Чашникском райисполкоме. Для оперативного и более качественного обслуживания населения здесь проведена оптимизация размещения наиболее востребованных специалистов. Теперь в одном здании рядом с автостанцией находятся землеустроительная и геодезическая службы, филиал агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, государственная нотариальная контора, отдел архитектуры и строительства. Дежурные райисполкома ежедневно с 17 до 20 часов, а в выходные и праздничные дни с 8 до 20 принимают граждан по волнующим их проблемам и в установленном порядке направляют обращения на рассмотрение. Строжайший контроль эффективности работы руководителей и специалистов с населением установлен со стороны председателя райисполкома Владимира Булая. Для компетентного решения всех вопросов в администрации района создан специальный сектор, куда ежедневно с различными просьбами, в том числе и за выдачей справок, обращаются порядка 20—25 человек.

Но основным ориентиром в работе органов местной власти Чашникского района стал постоянный действенный контакт с жителями деревень и агрогородков, трудовыми коллективами и общественными объединениями. Главный лозунг — не ждать жалоб и обращений, а предупреждать их, регулярно общаясь с людьми в ходе выездных встреч, приемов, информационных форумов, дней сельских Советов и праздников населенных пунктов. Многое делается в данном направлении и непосредственно предприятиями и организациями региона. Участники республиканского форума побывали на Лукомльской ГРЭС, ознакомились с работой флагмана белорусской энергетики и действующими здесь социальными льготами как для сотрудников, так и для пенсионеров.

Действительно, как отметила управляющая делами Чашникского райисполкома Татьяна Леготина, можно все службы обеспечить компьютерной техникой и выходом в Интернет, стены кабинетов заполнить красивыми стендами, но если будет отсутствовать самое главное — желание решить проблему человека как свою личную, если граждане будут сталкиваться с равнодушием и, хуже того, с хамством чиновников, то все усилия власти и государства в целом будут сведены на нет…

На снимке: работники Лукомльской ГРЭС несут свою трудовую вахту с полной уверенностью: предприятие гарантирует им как хорошие условия работы, так и социальную защиту.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter