Что представляет собой волонтерская деятельность

Добро пожаловать

Волонтеры работают вместе с медиками, помогают пожилым и ветеранам, организовывают сборы средств для малоимущих… Более того, бескорыстные инициативы уже начали оформляться в крупные общественные организации и масштабные проекты. А желающих присоединиться к отрядам добровольцев становится больше с каждым днем. Также идет подготовка законопроекта, касающегося волонтеров. На каких принципах сегодня строится их работа? И как они помогают в борьбе с коронавирусом?

Каждый человек на счету

Волонтеры, Роман Рябов — курсант второго курса Академии МВД, Инесса Осипенко — первый секретарь Заводского районного комитета БРСМ и Павел Матюшик — курсант второго курса Академии МВД, доставляют медицинские рецепты на дом.
Фото Виталия Пивоварчика
Одна из самых масштабных сетей волонтерских отрядов у БРСМ. Движение «Доброе сердце» развивается не первый год и объединяет десятки тысяч молодых людей по всей стране. Это позволило организации еще в середине марта оперативно переключиться на новый формат работы в особой эпидемиологической ситуации. Ребята организовали доставку продуктов и рецептов лекарств на дом пожилым людям, которым сейчас не рекомендуют выходить на улицу. Насколько важна такая помощь, наш журналист выясняла на собственном опыте. 

Чтобы записаться в ряды добровольцев, нужно лишь связаться с координаторами волонтерского движения. Контакты — на сайте БРСМ. 

— Завтра после 12 станет известно, в какой поликлинике нужно будет разнести рецепты, — сказала по телефону девушка-координатор. — Мы вам наберем. 

На следующий день перезвонили:

— Сегодня нужны волонтеры в Заводском районе. Собираемся возле 21-й районной поликлиники Заводского района в 16.00. 

К месту сбора все приходят немного раньше. Волонтеров легко узнать по одинаковым голубым курткам. Два студента Академии МВД Роман Рябов и Павел Матюшик, первый секретарь Заводского района комитета БРСМ Инесса Осипенко и журналист «НГ» — вот и вся бригада. «Интересно, сколько сегодня конвертов будет?» — переглядываются ребята. 

Обычно конверты с рецептами забирает штатный сотрудник БРСМ. Поэтому в поликлинику отправляется Инесса. Медсестра отдает ей заранее выписанные врачами рецепты.

Тридцать конвертов, на каждом — адрес. «Это не триста, даже не сто», — выдыхают ребята. По их реакции я поняла, что сегодня «лайтовый» день. 

— Бывает, разносим рецепты с трех до девяти вечера, — говорит первый секретарь Заводского района комитета БРСМ. — Я тоже с ребятами хожу, потому что людей не хватает. И каждые руки, а в данном случае и ноги, важны и нужны. 

Первый адрес недалеко от поликлиники — улица Народная, 45. Отправляемся туда все вместе. По пути просматриваем адреса, чтобы разделить их между собой по геолокации. Пока делили конверты, незаметно дошли до дома. Набираем в домофон номер квартиры. 

— Кто это? Мы никого не ждем, — звучит в домофоне.

— Это волонтеры БРСМ, принесли рецепт, — говорит Рома. Дверь открывается, парень заходит и бросает конверт в почтовый ящик. Бесконтактная передача — одно из основных условий работы волонтеров. Даже продукты питания с чеками и сдачей ребята порой оставляют за дверью.

Теперь делимся на группы — я иду с Пашей, Инесса с Ромой. Так будет гораздо быстрее. 

Очередной адрес — улица Шишкина, дом 26. Пока идем, Паша рассказывает, что волонтерит уже четвертую неделю: «Главное — закончить к семи, чтобы успеть в казарму». 

В придачу к конвертам у каждого волонтера стопка листовок-памяток БРСМ «Важно знать», которые информируют о том, как себя защитить во время пандемии. Если на пути попадается доска объявлений, то листовку нужно приклеить на нее. К слову, ребята распространили уже более 5000 памяток.

Находим быстро нужный дом, звоним в домофон — и никого. 

— Обычно в таких случаях я звоню в соседнюю квартиру, объясняю ситуацию и прошу, чтобы открыли дверь. Пока никто не отказывал, — говорит парень.

Работаем по той же схеме. 

— Здравствуйте. Мы волонтеры БРСМ, принесли рецепты на лекарства вашим соседям, они не отвечают на звонок домофона. Можете открыть дверь, мы положим им в почтовый ящик рецепты? — дверь тут же открывается. Бросаем конверт и отправляемся дальше.

За три часа мы успели разнести пятнадцать конвертов. Ноги гудят, спина болит. Паша улыбается: 

— Сразу видно — не хватает физической подготовки. Мы с Ромой волонтерим почти каждый день. Учимся в первую смену, а после пар едем помогать другим. Работы сейчас хватает. 

Помощь одиноким пожилым гражданам волонтеры оказывают круглый год вне зависимости от погодных условий, эпидемиоло­гической обстановки или других непредвиденных ситуаций.
Фото предоставлено Белорусским Красным Крестом

С миру по нитке

Волонтерское движение в стране набирает все больше оборотов. Тысячи людей готовы помогать другим совершенно бескорыстно. В борьбу с коронавирусной инфекцией вступили и общественные организации, и бизнес, и творческие союзы, и обычные граждане. 

Рестораны, кафе, столовые готовят медикам горячие обеды. Делают это и в рамках акции Белорусского Красного Креста «Медобед», и по собственной инициативе. Причем бесплатно кормят медиков не только в столице, но и в регионе. Например, ЗАО «Агрокомбинат «Заря» Могилевского района готовит по 100 комплексных обедов в день для медицинского персонала Могилевской больницы № 1, перепрофилированной для лечения пациентов с COVID-19. 

Некоторые подключились к производству средств защиты для медиков. Активны в этом направлении образовательные центры Парка высоких технологий. В частности, специалисты компании — резидента ПВТ «ИнКата» разработали модель защитного щитка, которую можно печатать на самых разных 3D-принтерах. Сегодня такие щитки, антизапотеватели для очков, затылочные крепления для масок производят в Орше, Полоцке, Новополоцке, Докшицах, Глубоком и других населенных пунктах. 

Национальный академический театр имени Янки Купалы запустил социальный проект «Нетэатральная маска». Вместо сценических костюмов и декораций здесь стали шить защитные маски для медиков. Подключились к акции и некоторые другие театры. 

Многие помогают финансово. Денежные средства, перечисленные на благотворительные счета, идут в первую очередь на приобретение масок, перчаток и других средств защиты для медицинских работников. Порой используются очень оригинальные способы. Например, Минский часовой завод «Луч» недавно запустил в продажу благотворительную серию часов «Час дапамагаць». Белорусские художники приняли участие в интернет-аукционе «Дзякуй!», выставив на площадке объявлений «Куфар» более 100 уникальных работ. Все вырученные средства (более 37 тысяч руб­лей) были перечислены в поддержку проектов помощи медикам.

По запросам и помощь

О том, насколько активизировалась волонтерская деятельность с начала эпидемии коронавируса, кто наиболее нуждается сегодня в помощи волонтеров и как формируются запросы общества, мы поговорили с генеральным секретарем Белорусского Общества Красного Креста Ольгой Мычко.

— Ольга Викторовна, расскажите, как проходит сегодня рекрутинг новых волонтеров. Какие сложности существуют в привлечении добровольцев?

— Наша волонтерская база, которая создавалась многие годы, за последнее время претерпела колоссальные изменения. Дело в том, что около 30% наших помощников — это люди серебряного возраста (55 лет и старше). Сегодня они выпали из строя волонтеров, так как находятся в группе риска по заболеваемости коронавирусом, и перешли в категорию бенефициаров Белорусского Красного Креста. Пришлось активно искать новых добровольцев. Отклик получили невероятный. В наши ряды подключились более 1,5 тысячи новичков. Называем их волонтерами COVID-19. Мы понимали, с какими рисками столкнутся наши помощники. С каждым из них был проведен инструктаж по технике безопасности и заключен договор, согласно которому Белорусский Красный Крест берет на себя обязанности по обеспечению добровольцев средствами защиты, соответствующей экипировкой и страховкой. Страхование от COVID-19 — это наш знак уважения к тем, кто добровольно и безвозмездно оказывает помощь другим в такое непростое время.

— Очевидно, что сегодня люди как никогда нуждаются в помощи. Но как понять, что именно нужно? Как формируются запросы граждан и координируется деятельность волонтеров?

— Очень активно сотрудничаем с территориальными центрами социального обслуживания населения. В них есть координаторы, которые принимают телефонные звонки, аккумулируют запросы и передают их региональным координаторам волонтеров Белорусского Красного Креста. Первоначально речь шла об оказании поддержки одиноким пожилым людям. Со временем к ним присоединились контакты первого и второго уровней и лица с легкой формой заболевания, которые вынуждены оставаться на самоизоляции. Мы также оказываем им помощь в доставке продуктов, лекарств, рецептов из поликлиник. С последней категорией работаем напрямую по звонку на «Добрый телефон», организованный на базе секретариата Белорусского Красного Креста. Звонков много. На линию набирали тех, кто прошел обучение по психосоциальной поддержке в Белорусском Красном Кресте. Там, где таких не хватало, привлекали новичков, которые имеют психологическое образование. 

— Невозможно представить волонтерское движение без спонсорской помощи. Как налажено сотрудничество с партнерами?

— Белорусский Красный Крест — гуманитарная организация. Мы не финансируемся за счет бюджета. Существуем за счет членских взносов. Кроме этого, получаем средства и материальную помощь от иностранных организаций и юридических лиц. Нам не боятся доверять свои деньги ни физические лица, ни организации, зная, что они пойдут на добрые дела. Приятно видеть, как мобилизовалось общество для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Мы получили финансовую помощь от нескольких международных организаций, в том числе Европейского союза, многих белорусских компаний — из сфер ИT, строительства, торговли и так далее. Значительные пожертвования перечислены нам благотворительной платформой «Имена». Мы благодарны за каждую копейку, которая к нам приходит. Уже куплены и распределены среди волонтеров, сестер милосердия и соцработников десятки тысяч перчаток, масок, средств дезинфекции и так далее. 

— В последнее время мы много слышим не только о помощи общественных организаций, но и о стихийно возникших частных инициативах. С одной стороны, это не может не радовать. С другой — не хотелось бы, чтобы «под шумок» активизировались недобросовестные граждане. Должны ли, на ваш взгляд, частные инициативы как-то регулироваться?

— Действительно, известны случаи, когда аферисты представляются волонтерами, берут деньги на покупку продуктов питания или лекарств и исчезают из поля зрения. К сожалению, такая категория людей была всегда. Пожилой человек уязвим, доверчив. Подопечных Белорусского Красного Креста всегда предупреждают заранее о том, что к ним придет волонтер. Все наши помощники носят бейдж и специальную экипировку. А цепочка предоставления ими услуг, особенно связанных с материальными ценностями, фиксируется через средства связи и размещается в группе сети. Так что координатор точно знает, кто где был и что сделал. Все очень прозрачно. 

Но это не значит, что помощь могут оказывать только волонтеры Белорусского Красного Креста или другой общественной организации. К счастью, большинство из нас адекватные, социально ответственные люди. У многих есть желание помочь своему соседу или дальнему родственнику. По сути, такой человек тоже волонтер, просто он этого не афиширует. Сегодня многие люди объединяются в сообщества. Кто-то шьет маски, кто-то делает щитки, кто-то готовит еду для медиков. Это не значит, что всех нужно загнать в общественные организации и внести в базу. У людей есть выбор, с какой командой им быть. Волонтерство — социальное явление, которое нужно поддерживать. Но нельзя его строго структурировать и заорганизовывать. Это будет неправильно.

— Сегодня идет подготовка проекта закона о волонтерской деятельности. Что может быть в этом нормативном правовом акте? 

— Моя позиция — должен быть закон об общественно полезной деятельности. Если государство определит, что является общественно полезной деятельностью, как она регулируется и поддерживается государством, тогда многие вопросы, связанные со спонсорством, безвозмездным оказанием услуг, будут решены. И очень важно, чтобы в подготовке такого законопроекта участвовали общественные организации. 

Общемировой тренд

Первый секретарь Минского городского комитета БРСМ, депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич считает, что к созданию будущего законопроекта о волонтерах нужно подходить осторожно: 

— Он ни в коем случае не должен заформализовать или ограничить эту общественную деятельность. Задача — поддержать и развить то, что мы уже имеем. Сейчас важно защищать добровольцев от негативных явлений, с которыми они могут столкнуться в своей работе. У этих людей должны быть социальные гарантии. Поэтому так важен определенный юридический статус для всех проектов и инициатив. Меры поддержки волонтеров могут быть самыми разными. Например, уже сегодня участники движения «Доброе сердце» БРСМ имеют право первоочередного зачисления в учебные заведения на некоторые специальности. Почему бы не расширить этот опыт для всех молодых волонтеров страны? 

По словам депутата, назрела необходимость и в четком обозначении самого понятия волонтерства, критериев работы общественных организаций. Те, кто хочет присоединиться к движению, должны с самого начала понимать, что их ждет.

— Стремление помочь ближнему у белорусов в крови. Учитывая непростой исторический путь, нам не привыкать к взаимовыручке, преодолению сложностей вместе. Кроме того, социальное волонтерство у нас существовало еще с комсомольских времен — это помощь нуждающимся, одиноким пенсионерам, ветеранам, инвалидам и другим категориям, — говорит Сергей Клишевич. — Но как показывает практика последних десятилетий, желающих помогать на добровольных началах становится больше с каждым днем. Одна из причин — Беларусь стала центром притяжения спортивных и культурных мероприятий, которые требуют в том числе серьезной волонтерской базы. Закрыть этот вопрос с помощью государственных или частных ресурсов невозможно. Улучшилось благосостояние граждан, им теперь не нужно думать о закрытии базовых потребностей. Поэтому они охотнее подключаются к благотворительным проектам и без сожалений тратят свое время на бескорыстную заботу о других. Пример тому — десятки волонтерских инициатив, которые неожиданно возникли по ходу борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

ВМЕСТО СПАСИБО

Волонтерский труд не оплачивается. Однако организаторы работ могут оплачивать проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты... Помимо этого, в процессе волонтерской деятельности люди приобретают новый опыт, специальные навыки и знания. 

ВНУКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

В Беларуси осталось не так много участников Великой Отечественной войны. 

— Заботой и вниманием эти люди окружены не только в предпраздничные дни. Вскопать огород, навести порядок в доме, купить продукты — волонтеры вместе с представителями Советов ветеранов, работниками соцзащиты и местной властью готовы прийти на помощь в любую минуту, — говорит первый заместитель председателя Белорусского общественного объединения ветеранов Юрий Луцык. — В преддверии 75-летия Победы появилось еще больше приятных поводов заглянуть в гости к нашим дорогим фронтовикам, партизанам, труженикам тыла. По всей стране уже начали вручать ветеранам подарки, материальное поощрение, памятные медали. 

По традиции перед 9 Мая проходит и благоустройство памятных мест. Ни одно воинское захоронение или обелиск не останется в запустении. Большинство закреплено за местными исполкомами, ЖКХ, трудовыми организациями. Но довольно часто к наведению порядка присоединяются волонтеры, особенно если речь идет об отдаленных деревнях или лесном массиве. 

Например, ученики Лунинской ясли-сад — средней школы, что в Лунинецком районе, каждый год наведываются на могилу к партизану Николаю Белохвостику. Скромный обелиск, увенчанный красной звездой, находится в самой чаще леса. Пробраться к нему непросто, но к Дню Победы на могиле партизана всегда идеальная чистота и свежие цветы. 

Толокой обновили памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в деревне Симоновичи Дрогичинского района. На обелиске у Кургана Памяти появились имена сельчан, которые пали в борьбе за свободу и независимость Родины в 1941—1945 годах. Идея восстановления принадлежала уроженцу Симоновичей Сергею Литвинко. Он же помог с поиском спонсорских средств для реконструкции памятника. Сотрудники Дрогичинского военно-исторического музея им. Д.К. Удовикова, сельсовета и учреждений культуры, а также местный военно-исторический клуб «Пересвет» проделали немалую работу. Сначала собрали полный список фронтовиков, партизан и мирных жителей, погибших во время войны. А затем установили шесть мемориальных плит с выгравированными 186 фамилиями, благоустроили территорию возле памятника. 

Развернулось в Беларуси и информационное волонтерство. Добровольцы помогают отыскать родственников погибших солдат и восстанавливают семейные и товарищеские связи, разорванные во время войны. 

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter