Почему сырье на экспортных рынках оказывается иной раз дороже конечного продукта

Добавить стоимости и уйти в минус?

Реализовывать готовый продукт считается более выгодно, чем сырье, поскольку, как правило, он имеет большую добавленную стоимость. Это одна из основ экономики. Однако так бывает не всегда. Почему? Корреспондент «СГ» выясняет это при помощи генерального директора управляющей компании холдинга «Гродномясомолпром» Сергея Древича.

Генеральный директор холдинга «Гродномясомолпром» Сергей ДРЕВИЧ.

Он приводит такой пример. Себестоимость масла в зависимости от производителя — от 11,5 до 12,5 рубля. А продать его можно только за 11 рублей 60 копеек. Получается, некоторые предприятия при этом несут убытки, а другие имеют минимальную прибыль. В то же время, реализуя сырье, каковым являются сливки, рентабельность можно поднять до 20 процентов. Хотя обычно бывает все наоборот. 

В данной ситуации условия диктует не производитель, а рынок. Сейчас масло в России не пользуется большим спросом, поэтому отправить его туда можно только вместе с сухим обезжиренным молоком. А вот на сухое молоко, наоборот, спрос на мировом рынке в последнее время заметно вырос. Хотя в прошлом году белорусские предприятия продавали его себе в убыток. Сегодня на этом имеют неплохую прибыль. 

Перед переработчиками стоит задача: треть экспортной продукции направлять в Россию, столько же — в Евросоюз и аналогичное количество — в страны «дальней дуги». Выдерживать заданные пропорции пока не получается, поскольку пробиться на рынок ЕС довольно сложно. Запад открыт только для ОАО «Молочный Мир». Для того чтобы белорусской продукции попасть в Европу, ферме, где производится молоко, нужно получить соответствующую аккредитацию. Требования очень жесткие, процедура отнюдь не быстрая, и получается, что даже качественная белорусская молочная продукция туда попадает в очень малых объемах. В основном, как и раньше, уходит в Россию, Казахстан, Армению, Грузию и — а это тренд последнего времени — в Китай. 

По мясу один из перспективных рынков тоже Китай. Говядину сюда можно продать по 3,5 доллара за килограмм. В Россию — несколько дешевле. К тому же соседняя страна требует мясо без кости. Но переработчикам это невыгодно, поскольку падает индекс физических объемов (ИФО) поставки продукции на экспорт. 

Сергей Евгеньевич поясняет:

— Почему у нас возникли проблемы с оценкой объемов производства? Статистика считает некорректно. Мясо на кости — по 7 рублей за килограмм, а без нее — по 5,20. Выходит так, что, отделив мясо от кости, мы продаем его дешевле. Где же логика? ИФО — это важный показатель. Он передает уровень развития: больше ли стали производить продукции, есть ли экономический рост. Причем сметана и кефир считаются по одной цене, хотя на производство сметаны идет в 5—6 раз больше сырья, чем на тот же кефир. Это также неправильно.

В Китай продавать мясо экономически выгоднее, чем в Россию. Но в Поднебесную могут отправлять свою продукцию только два предприятия Беларуси. Есть возможность для гродненских переработчиков реализовать мясо через них. Но тут возникает серьезный нюанс. Каждой области доводится показатель по экспорту. Поэтому для гродненцев нет никакого интереса в том, чтобы другой регион благодаря им его выполнил. Получается, проще отправить мясо в Казахстан или Туркменистан с рентабельностью несколько ниже, денег получить меньше, но выполнить план по экспорту.

Что касается России, то туда открыты только два мясокомбината региона — Гродненский и Ошмянский. Гендиректор холдинга уверен: закрывая свой рынок для белорусских предприятий, россияне преследуют чей-то корыстный интерес. В страну это мясо все же попадает, но уже не полутушами, а отрубами. Покупают такую продукцию коммерсанты якобы для поставки в Казахстан. На самом деле до Казахстана не довозят, а продают на территории России.

„„Гродненский мясокомбинат в числе немногих, кому открыт российский рынок.

Сергей Древич добавляет, что в конце ноября Российская Федерация объявила об открытии своего рынка для белорусской мясной продукции. Прошло уже более полумесяца, но ни одна наша машина с мясом на кости туда пока не прошла. Их попросту не пропускают на границе по надуманным предлогам. 

Несмотря на препоны, чинимые ближайшим союзником, за 10 месяцев предприятия холдинга получили около 106 миллионов рублей чистой прибыли. Результат хороший, учитывая, что в прошлом году было лишь 42 миллиона. Во многом помог в этом внешний рынок. Примерно 23 миллиона рублей дивидендов от прибыли попадет в областной бюджет. 

Сергей Евгеньевич ратует за то, чтобы часть этих средств направить на развитие сырьевых зон. Чтобы за эти деньги сельхозпредприятия могли поставить скот на откорм, увеличить поголовье дойного стада. Но финансировать надо не убыточные хозяйства, которые эти деньги просто проедят, а имеющие хороший кадровый потенциал и крепкую производственную базу. Такие, например, как СПК имени Деньщикова и «Свислочь» Гродненского района. 

— Мы готовы поделиться частью прибыли с селом, но от этого должен быть эффект. Мы должны быть уверены, что молоко и мясо пойдут на переработку только нам. Тогда будет заинтересованность, образуется своеобразный тандем села и переработки. Сегодня есть проблемные хозяйства, у которых задолженности перед переработчиками довольно большие. Некоторые не рассчитываются годами и вернуть эти деньги на молокозавод или мясокомбинат не в состоянии. В итоге эти финансовые потери переработчикам придется списывать на убытки. Такая практика авансирования наперед желаемого результата не приносит. Основная часть средств у них уходит на погашение долгов за технику, удобрения, электроэнергию, строительство ферм, покупку кормов. На эти цели порой расходуется до 70 процентов выручки, оставшихся денег уже не хватает на выплату зарплаты. А все потому, что они мало производят сельхозпродукции, — говорит собеседник. 

Отрадно, что все предприятия объединения «Гродномясомолпром» ныне работают прибыльно. Кроме Гродненского консервного завода. Но изменения к лучшему грядут и здесь. В следующем году тут планируется установить новое оборудование и наладить выпуск более востребованной продукции — овощного и фруктового детского питания в стеклянных баночках. Маринованные огурцы, помидоры, а также зеленый горошек в прошлом году не пользовались большим спросом. Зеленого горошка, к примеру, было столько в торговле, что его пришлось продавать по 90 копеек за банку при себестоимости 1 рубль 10 копеек. То есть себе в убыток. Доходило до того, что пол-литровую банку яблочного повидла реализовывали почти за бесценок — 48 копеек. 

Правда, по словам гендиректора, имеются некоторые сложности с сырьем для детского питания. Если, скажем, кабачок в сыром виде соответствует по количеству содержащихся в нем нитратов, то при варке масса его уменьшается, и идет превышение допустимой нормы. Поэтому приходится искать надежных поставщиков качественных овощей и фруктов. Одним из таких уже стало фермерское хозяйство «Горизонт» Мостовского района. 

Сергей Евгеньевич обращает внимание и на такой немаловажный аспект, как уровень наценки в торговой сети. Решили, дескать, специально посмотреть, сколько стоит их продукция в магазинах:

— К примеру, самый востребованный на рынке молочный продукт — сыр. Отдельные предприятия отправляют на экспорт до 97 процентов. В последнее время наблюдается тенденция покупки сыра с небольшим процентом жира. Мы это все учитываем, под запросы подстраиваемся, но порой из-за высокой торговой надбавки сыр для потребителя становится поистине золотым. Наша отпускная цена, допустим, 7,30—8,40 рубля без НДС, а в магазине — до 15. Размышляя, купить килограмм мяса за 6 рублей или за эти же деньги полкило сыра, чаще всего покупатель сделает выбор в пользу мяса. 

Пищевые пристрастия населения несколько поменялись. Люди стали меньше покупать колбасных изделий, отдают предпочтение нежирному мясу. Копчености в основном идут за пределы страны. Волковысский мясокомбинат начал их продавать в Азербайджан, Грузию, Армению. «Молочный Мир» наладил поставку масла сливочного в Среднюю Азию. Правда, там требуется другая фасовка — не по 200 граммов, как у нас, а по 500, а также по 1—2 килограмма. Приходится подстраиваться под рынок и постоянно держать нос по ветру. Иначе при нынешней серьезной конкуренции можно упустить шанс и остаться ни с чем. 

gil@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter