До свиданья, лето васильковое!

«Славянский базар» перевернул юбилейную страницу своей истории

«Славянский базар в Витебске» перевернул юбилейную страницу своей истории

ХХ Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» завершен. И хотя его отголоски еще слышны в Летнем амфитеатре: вчера там пела и Любовь Успенская, и звезды «Шансон-ТВ», а сегодня с сольным концертом выступит Авраам Руссо, — юбилейный форум уже стал историей. Разъехались по домам многочисленные участники и гости, тише и просторнее стало на улицах города, но все еще свежи воспоминания о прошедшем ярком празднике...

----------------------------------

Тот самый Павел Слободкин

Легендарному ВИА «Веселые ребята» в нынешнем году исполнилось 45 лет. Создатель знаменитого ансамбля народный артист России Павел Слободкин стал гостем международного пресс-центра фестиваля и героем традиционного «Звездного часа». Хоть говорит Павел Яковлевич, что по улицам может ходить свободно, никто его не узнает, в музыкальном мире он человек давно и хорошо известный. Успех пришел к «Веселым ребятам» в 1968-м. А в 1970-м поступила в продажу первая сольная пластинка ансамбля, которая была раскуплена в количестве 15 795 000 экземпляров! Именно Павел Слободкин делал аранжировку знаменитой песни «Арлекино», с которой в 1974 году на конкурсе «Золотой Орфей» начался триумф Аллы Пугачевой. В разные годы через коллектив под его руководством прошло множество музыкантов, ставших впоследствии известными артистами: Александр Градский, Александр Барыкин, Вячеслав Малежик, Алексей Глызин, Александр Буйнов, Владимир Матецкий, Нина Бродская и другие.

Сейчас «Веселые ребята» по-прежнему много работают, но, естественно, в ином составе, выпустили новый диск «Шерше ля…».

— Как вы думаете, почему сегодня так велик интерес слушателей к песням прежних лет? — спросили журналисты у Павла Слободкина.

— Возможно, я покажусь консервативным, но скажу, как думаю. Эстрада того времени и ее творцы — композиторы и поэты писали от сердца, они не думали о конечном результате, о том, сколько денег получат по авторскому праву, хотя тогда, написав приличную песню, можно было стать вполне обеспеченными людьми. Но об этом не думали. Я помню ранних Тухманова, Антонова, Добрынина. Их травили, гноили, но они писали — от души и с хорошими поэтами.

Кроме того, в той ситуации информация была минимальна. «Железный занавес» концентрировал, фокусировал внимание зрителя на каких-то новых, ярких работах.

А сейчас я, например, не могу ни одной песни, за редким исключением, запомнить до конца, хотя и память, и музыкальный слух неплохие. Вообще, исполнителю важно уметь поставить себя на место рядового слушателя, чтобы понять: поешь ты или нет. Как-то я разговаривал с детьми, спросил, кто из артистов им нравится. Отвечают, Земфира. Замечательно — талантливейшая артистка, признаю. Спрашиваю, а какой ансамбль нравится? «Мумий Тролль» — прекрасно. Прошу: напойте что-нибудь из любимого. Поют: «Светит незнакомая звезда...» Говорят, то, что нравится, напеть не могут. Вот вам и ответ. А ведь раньше в России запросто могли спеть за столом песню, причем на три голоса. Теперь это утеряно. К сожалению, мы потеряли свою песенную культуру, песенную эстетику.

----------------------------------

«Желаю, чтоб вы все были здоровы...»

Среди артистов России Елена Ваенга сегодня одна из самых востребованных. В Беларуси ее тоже любят. Выйдя к зрителям, Елена поприветствовала всех: тех, кто сидел в зале, кто смотрел на нее из окон близлежащих домов, и тех, кто, по ее выражению, «висел на заборе вокруг сцены». Исполнительница сразу предупредила: концерт никак не может длиться запланированные два часа. И хоть ей «наступал на пятки» знаменитый российский хор имени Пятницкого, который рисковал опоздать на обратный поезд из-за задержки выступления, Елена не ушла со сцены до тех пор, пока не спела для любимых поклонников все, что запланировала. «Обещаю, что следующий мой концерт будет организован по-другому: он начнется не раньше девяти вечера и будет продолжаться столько, сколько вы захотите», — сказала артистка.

Громадные очереди поклонников выстраивались с двух сторон сцены, чтобы поблагодарить любимую певицу. Ей несли цветы, конфеты, картины, подарки, и с каждым, поднявшимся на сцену, она обнималась, целовалась и успевала даже пошептаться.

----------------------------------

«У автора в плену»

Про народного артиста России Александра Филиппенко говорят: человек-театр. Его известность не нуждается в комментариях. Роли в театре и кино сделали его необычайно популярным благодаря самобытному актерскому арсеналу: голосу, пластике, мимике. Особая страница в творчестве Александра Филиппенко — литературные моноспектакли, один из которых он привез в фестивальный Витебск. Своеобразный трагифарс «У автора в плену», который гениально разыгрывает перед зрителями актер, — одна из самых значимых работ Александра Георгиевича. Произведения Гоголя, Аверченко, Шукшина, Зощенко и многих других авторов современной и классической литературы выходят на авансцену благодаря Александру Филиппенко. Ему не нужны ни партнеры, ни режиссеры, ни художники. Но ощущения, что актер одинок, не возникнет. Ведь незримо за его спиной, строчка к строчке, стоят книги: проза и стихи. И, конечно же, их авторы.

Моноспектакль «У автора в плену» актер представлял в разных городах России, и везде постановку принимали на ура. По мнению театральных критиков, этой работой актер доказал, что и в одиночку можно сделать полноценный, яркий, многоголосый спектакль, придя на который зритель будет сострадать, смеяться и размышлять.

----------------------------------

Браво, Ралука!

В последний день работы фестиваля, 14 июля, стали известны результаты Международного детского музыкального конкурса. В отличие от взрослого в этом песенном состязании баллы не объявляются, а имена победителей становятся известными на заключительном гала-концерте, участие в котором принимают все юные конкурсанты. Потому что все они — лучшие. И все же…

Обладательницей Гран-при стала 10-летняя Ралука из Румынии (на снимке). Победительнице вручены $ 5 тыс., специальный приз «Лира» и диплом лауреата. Первая премия в размере $ 3 тыс. присуждена Куралай Мейрамбек из Казахстана. Вторую премию в размере $ 2 тыс. жюри разделило между Валерией Чувизовой из Латвии и представителем Азербайджана Джентльменом. Три участника — белоруска Александра Нехай, болгарин Мартин Йорданов и Марьяна Щербак из Украины — поделили третью премию в размере $ 1 тыс.

На заключительном гала-концерте «Страна чудес» также были вручены специальные призы от Парламентского собрания Союза Беларуси и России конкурсантам, представляющим страны Союзного государства, — Анне Атрощенко (Беларусь) и Ольге Козозоевой (Россия).

Как подчеркнул председатель международного жюри детского музыкального конкурса заслуженный артист России Сергей Шустицкий, все участники были достойны победы, каждого из них уже можно назвать артистом.

Напомним, конкурс собрал 23 юных таланта из 20 стран мира. Беларусь, Россию и Украину традиционно представляли по два солиста.

----------------------------------

Эх, полным-полна…

Многолюдно и шумно было в фестивальные дни в «Городе мастеров». На ярмарке народных ремесел глаза разбегались, там всегда есть на что посмотреть и что купить: вышивки, вытинанки, керамика, резьба по дереву, изделия из лозы, соломки, художественная ковка... Заглянув сюда, трудно уйти с пустыми руками. Кроме «Города мастеров», в этом году впервые в дни фестиваля по Витебску развернулись подворья всех районов области, каждый с выставками-продажами продукции райпотребсоюзов и предприятий торговли, с выступлениями своих самодеятельных фольклорных коллективов и угощениями — блюдами национальной белорусской кухни. А еще с этого года в настоящий витебский Арбат превратилась улица Суворова. После благоустройства она стала пешеходной, и по обе ее стороны разместился большой вернисаж работ художников, рядом с которыми нашлось место и другим талантам — музыкантам и участникам уличных представлений.

------------------------------------

Фото: Виктор ТОЛОЧКО, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter