В прошлом году к стоматологам обратились почти 15 миллионов белорусов

До последнего зуба

Больно ли бьют по кошелькам сельчан стоматологические услуги? Доступен им этот вид медпомощи? Ответ на эти и другие вопросы искали и нашли корреспонденты «СГ».  Выяснилось, что тот, кто следит за здоровьем, может и сэкономить. Но нередко не хотят, а может, и боятся сельские пациенты идти к зубным мастерам. Поэтому в прямом смысле терпят до последнего… зуба. 

Главный внештатный специалист Министерства здравоохранения по стоматологии Андрей МАТВЕЕВ:

«Посадить стоматологию себе на шею не может позволить  ни одно государство»

— Нагрузка на стоматологическую службу достаточно высока. За прошлый год к дантистам — 15 миллионов посещений. Из них по сельской местности — 3,3 миллиона, причем 2,9 миллиона обращений именно на бюджетной основе. Примерно 70—80 процентов пациентов выбирают государственную стоматологию. Такое соотношение сложилось на протяжении последних 7—8 лет. И оно не случайно. В малонаселенных пунктах, агрогородках в большей степени представлены государственные медучреждения.

— Закономерен вопрос: а хватает ли там специалистов? С какими проблемами чаще всего обращаются сельчане к докторам?

— Практически во всех областных и районных центрах в этом плане доступность хорошая. Это касается не только терапевтической, но и хирургической помощи. Стоматологические отделения расположены в 30—50 километрах. Кабинеты — еще ближе. В ФАПах прием ведут зубные фельдшеры. Даже режим работы в районных больницах или поликлиниках установлен с учетом посещения сельских пациентов — с семи утра. При необходимости помощь оказывают круглосуточно. Кроме того, любой специалист из ФАПа направит пациента в стоматологическое отделение районной или областной клиники.

Самая распространенная проблема — кариес. Впрочем, это касается и горожан, и сельчан. Затем идут осложнения кариеса, пульпит и пародонтит, заболевания слизистой. Терпеть зубную боль — себе дороже в прямом и переносном смысле. Вылечить зуб даже на платном приеме на самом деле все же куда дешевле, чем потом заниматься протезированием. 

— Какие из услуг пациент может получить, не заплатив ни копейки, а за что придется раскошелиться?

— Наверное, в мире ни одно государство не может позволить посадить стоматологию себе на шею. Это одна из самых затратных областей в медицине. Но мы можем помочь человеку бесплатно, тем самым стабилизировать заболевание. Правда, при лечении кариеса в таком случае применяется более дешевый по стоимости материал. В детском стоматологическом государственном медучреждении тоже не надо платить. Запечатывание фиссур, фторсодержащие препараты недешевы, но мы делаем это. 

Вот что касается протезирования, то оно всегда было платным, еще в советские времена. Правда, в Беларуси, единственной из стран постсоветского пространства, сохранились льготы для определенной категории граждан, которым раз в два года полагалась такая услуга бесплатно. В данном случае применяются бюджетные материалы и конструкции, которые восстанавливают функцию жевательного аппарата. А вот за эстетику, если вдруг пациент захочет голливудскую улыбку из имплантов, придется, конечно же, доплачивать, и немало…

Еще три года назад в стране было 870 стоматологических кабинетов негосударственной формы собственности. В 2016-м стало 923. Открываются они в основном в больших городах, крупных райцентрах. Почему не стремится частник «ремонтировать» зубы в агрогородках? Там не обеспечишь поток пациентов, готовых заплатить за пломбу минимум 40—50 рублей, не говоря уже о платном протезировании. 

— Из чего складывается цена?

— Затраты на материалы, накладные расходы — свет, газ, коммунальные услуги. Учитывается и квалификация специалиста. Тот, кто оценивает свои услуги адекватно, имеет хорошую клиентскую базу даже в небольшом городке. Неплохим конкурентом для частников выступают государственные стоматологические клиники, где оказывают услуги за деньги. Да и для поликлиники или больницы — это хорошее внебюджетное подспорье. 

К сожалению, появляется проблема с оборудованием. Если последние лет пять—семь его приобретали централизованно, то сегодня оно должно закупаться за счет средств местного бюджета. И там, где власти дальновидны, модернизация проводится. Принята программа о централизованных закупках, думаю, будем туда вносить предложения об обеспечении стоматологическими установками, креслами, технологическим оборудованием. 

— Что касается сельских медучреждений, в этом вопросе могли бы подставить плечо и сельхозпредприятия?

— Такие примеры есть. Те хозяйства, где думают о здоровье своих работников, помогают оснащать амбулатории, участковые больницы.

СПРАВКА

В сети стоматологической службы республики 12 285 специалистов. От числа врачей других специальностей это порядка 9,8 процента. Из них более 5 тысяч — врачи-стоматологи (3500 — в госучреждениях здравоохранения, 1500 — в частных). Кроме того, о здоровье нашей улыбки заботятся почти 1700 фельдшеров и зубных врачей, 3880   медсестер и около 1700 зубных техников. По обеспеченности специалистами мы находимся на среднеевропейском уровне — 5,3 промилле на 10 тысяч человек. К примеру, в Норвегии — 8,8, Швеции и Германии — 8,1, Латвии — 6,6, Польше — 3,3.

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ»

korenevskaya@sb.by


Поликлиника проигрывает частнику


ПЕРЕД кабинетами стоматологического отделения Свислочской районной поликлиники немноголюдно. Его заведующая Елена Лойко говорит мне, что очереди на протезирование в последнее время здесь почти не бывает. В прошлом году зарегистрировано немногим более 1600 посещений. Полностью  окончили ортопедическое лечение 309 человек. Цифра такая вырисовалась из-за того, что на одно протезирование приходится 4—5 походов к врачу. Например, простая металлическая коронка стоит в пределах 30 рублей, полный съемный протез – 90—95, цельнолит – 50—60.

ПРАВДА, местный пенсионер Владимир Солдатов считает, что стоматологические услуги  все же недешевы. Ему предлагают по показаниям вставить не один зуб, а целый мост. По предварительным подсчетам, это обойдется в 300 рублей — почти вся месячная пенсия.  Отложить денег не получается. Ведь почти ежедневно надо ходить в магазин, каждый месяц платить за воду, газ, электричество. К тому же есть старенькая автомашина. Она также требует постоянных расходов. 

Жительница райцентра Ирина Процутик  поход к ортопеду готовила заранее. Деньги на этот случай она понемногу откладывала в дни получения пенсии. Надо вставить сразу четыре зуба. Пока еще не интересовалась,  сколько стоят услуги, но рассчитывает, что накопленных средств хватит.

Свислочский район – один из самых маленьких на Гродненщине. Небольшой наплыв посетителей в поликлинику, желающих сверкать белозубой улыбкой, объясняется не только этим, но и наличием в райцентре частного стоматологического кабинета. Хозяева его — супруги Железовские.  Чтобы сравнить стоимость услуг, заглянул и туда.

Расхожий стереотип о том, что у частника расценки всегда  выше государственных, не подтвердился. Наоборот, на какие-то виды  они даже несколько ниже, чем в райполиклинике.

—  Завысить цену  никак не получится. Во-первых, район аграрный. Почти все сельхозпредприятия экономически слабые.  Люди получают небольшую зарплату. Много пенсионеров.  Дорогостоящие стоматологические услуги  большинству не по карману. Во-вторых, прейскурант цен установлен Министерством здравоохранения. Он касается и индивидуальных предпринимателей. Поэтому стоимость простого протезирования с применением одинаковых материалов у нас почти  ничем не отличается от государственной стоматологии. По некоторым позициям даже ниже. Уже три года мы держимся на одном уровне,  несмотря на то, что поставщики постоянно поднимают  цены на расходные материалы, — поясняет Леонард Железовский. 

Цена на услугу может варьироваться в зависимости от стоимости слепочных материалов, анестетиков. Одновременно частники оказывают жителям Свислоччины некоторые виды услуг, которых пока нет в районной поликлинике. Протезирование из современной металлокерамики, бюгельное со специальным креплением. Последнее —  высококвалифицированная работа, которой владеют далеко не все врачи. В стоматологии она считается высшим пилотажем. Железовские в этом направлении работают со своими минскими коллегами. Поэтому у жителей района нет необходимости за такой услугой ехать за 300 километров, а можно получить ее прямо у себя в райцентре. 

Иван Конюк приехал из деревни Хоневичи:

— Цена на услуги та же. Но здесь можно записаться на удобные тебе день и время. В государственной поликлинике все по живой очереди. Не исключено, что просидишь там целый день, а очередь до тебя так и не дойдет. Завтра придется ехать снова. Если человек из Свислочи, то нестрашно. А я ведь живу за 40 километров. 

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

gennadijj-gil@rambler.ru


Лучше раньше, чем протез


ОТ пружанского горпоселка Шерешево до райцентра около 20 километров, но сельчанам нет необходимости при зубной боли мчаться в город. Стоматологический кабинет в больнице их населенного пункта работает постоянно. Медуслуги — как бесплатно, так и за деньги. Последними, по словам зубного фельдшера Александра КОЦЕНИ (на снимке), чаще пользуется молодое поколение. Пенсионеров, предпочитающих лечиться на платной основе, единицы.

Фото Сергея ТАЛАШКЕВИЧА

АЛЕКСАНДР Николаевич и его коллеги рекомендуют своим пациентам раз в полгода обязательно посещать стоматолога. Тогда и кардинальных мер (нередко дорогостоящих) по спасению зубов принимать не придется. В среднем стоимость пломбы из современных материалов 7 рублей. Если к этому прибавить расходы на медпрепараты, цена подрастет до 10—12 рублей.

Вообще, медики отмечают, что примерно у каждого десятого взрослого пациента все в порядке с зубами. Нормальные средства гигиены можно купить в аптеках, киосках по вполне приемлемым ценам, но далеко не каждый пользуется ими в строгом соответствии с указаниями врачей.  

На прием к стоматологу люди записываются за полторы-две недели. И это при том, что в больнице трудятся два зубных врача: Ирина Козловская и Александр Коценя. Помогают им медсестра Любовь Федорович и санитарка Марина Михайлова.

Жители Шерешево, Окольника, Долгого, Пацыничей, Мыльниска и других соседних населенных пунктов могут заранее позвонить в стоматологический кабинет. Врач определяет дату приема. В назначенное время нужно приехать в больницу и без очереди получить необходимую помощь.

Евгения Дулько из деревни Купичи считает, что это очень удобно:

— Несколько дней назад мне удалили зубные камни. Абсолютно бесплатно. После этого направили в районную поликлинику, где должны заменить износившийся мостик. Туда, правда, пока не ездила. Прихворала, но позже продолжу протезирование.

В день в стоматологическом кабинете Шерешевской больницы принимают от 20 до 25 человек. Кроме лечения и удаления зубов, проводят профосмотры, консультации. 

Сам Александр Коценя родом из Кобринского района. После учебы в Оршанском государственном медицинском колледже попросился поехать по распределению в деревню. Направили его на Пружанщину, где трудится уже шестой год и не спешит переезжать. Оборудование в сельской больнице не самое современное, но и от квалификации, опыта самого специалиста, по его мнению, тоже очень многое зависит. В случае необходимости сложных процедур — зубопротезирование, коррекция съемных протезов и другие услуги — пациентов направляют в Пружанскую центральную районную больницу. Стоматологическое отделение там оснащено современным оборудованием. По словам заведующей отделением Ольги Семенчук, профессиональную стоматологическую помощь жителям  Пружанщины оказывают 12 врачей по пяти специальностям, в том числе таким, как ортодонтия и периодонтология.

Как добираются до райцентра жители Шерешево и окрестных деревень? Рейсовые автобусы и маршрутные такси курсируют регулярно. С учетом затрат на дорогу многие услуги выгоднее получить на месте. 

Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru


В агрогородке дантист примет бесплатно

Фото Валентины ШАВЛОВСКОЙ


В ХОЛМЕЧЕ Речицкого района стоматологический кабинет принимает пациентов при местной амбулатории. Стерильный интерьер, новенькая современная установка. Улыбчивая хозяйка кабинета Ирина МИРОНОВА (на снимке) — врач-стоматолог 1-й категории  работает здесь уже более 15 лет. Ее зона обслуживания — четыре больших населенных пункта и еще несколько малонаселенных. Это 2328 человек.  


ЧАСТЫМИ посетителями стоматологического кабинета бывают местные школьники, которые уже понимают, что здоровые зубы — это хорошее здоровье.  А вот многие представители старшего поколения продолжают дантиста упорно избегать. Кстати, стоматологическое оборудование «Белдент», на котором работает зубной врач, — производства «Гомсельмаша». 

Ирина Миронова и терапевт, и хирург-стоматолог в одном лице. Единственное, что недоступно в Холмече, — это протезирование. Тех, кто нуждается в такой услуге, врач отправляет в Речицу.   

В Василевичах врача-стоматолога Виктора Торопа знает каждый. Он — единственный сельский доктор в районе, который не только лечит и удаляет не поддающиеся лечению зубы, но и считается хорошим протезистом. Местные предпочитают обращаться за помощью к нему, а не тратить  время и деньги на дорогу в Речицу. Тем более что цены и в городе, и на селе одинаковые, согласно прейскуранту.  

Заведующая стоматологической поликлиникой Речицкой ЦРБ, внештатный стоматолог района Татьяна Пинчук рассказывает, что людей на селе стало гораздо меньше, чем в советские времена, а количество врачей-стоматологов осталось прежним. Всего в районе работает 7 стоматологических кабинетов, где ведется ежедневный терапевтический прием. Специалистов-стоматологов в районе хватает, все в основном местные. 

В деревне Столбун Ветковского района ФАП есть, а стоматологического кабинета нет, да и никогда не было. Однако жалоб от сельчан местным властям не поступает. Совсем близко, в красивейшем березовом лесу, Светиловичская больница, где можно полечить зубы. Сюда едут жители из всех близлежащих деревень. Вера Кожемякина из деревни Светиловичи рассказывает, что когда лежала в больнице, лечила зубы у стоматолога Натальи Прищепенко. Кстати, сама Наталья Дмитриевна — столбунская. О ней говорят: доктор на все руки. Она зубы и лечит, и удаляет.  Готова помочь не только каждому из тех, кто лежит в больнице, но и любому сельчанину из близлежащих деревень, которые к ней обращаются. Причем бесплатно. Заплатить нужно только за обезболивающее лекарство из аптеки.  Кстати, два раза в неделю она ездит в Неглюбку и принимает местных пациентов. 

Многие сельчане предпочитают обращаться с зубной болью в  Ветку, где предложат не только поставить пломбу, но даже и протезы современные изготовить. Кстати, талон можно взять по телефону, говорит  жительница деревни Столбун Татьяна Чуешова. В Ветковской больнице — современное медоборудование.  

Неужели только зубная боль волнует пациентов? Иногда саднит и денежный вопрос. Правда, бесплатное лечение  в сельских медучреждениях проведут «бюджетными» материалами. А вот в городских больницах и поликлиниках области оказывают и платные услуги. Изучаем прейскурант. Здесь, конечно, сельчанину придется неслабо раскошелиться. К примеру, лечение обычного кариеса обойдется в 30 рублей, осложненного – от 40 до 90. Отбеливание десяти зубов стоит 97 рублей. Дорого? Ну, как сказать, это еще «оптовая» цена. Так как эта же услуга, но за единицу «костяного», потянет в 16 рублей. Ну, если отбеливать и лечить нечего, вас волнует протезирование, то и здесь сэкономить будет сложно. Пластиковая коронка стоит 43 рубля, металлическая – 42, зуб из металлокерамики  — 160! Полный съемный протез – 70 рублей, частичный – 39.

КОММЕНТАРИЙ

Главный врач Гомельской областной стоматологической поликлиники, внештатный главный стоматолог области Василий БУРИМ:

В регионе в сельской местности работает 121 стоматологический кабинет, и все они укомплектованы специалистами. В основном это зубные фельдшеры, и только 10 процентов — врачи-стоматологи с высшим образованием. Что касается оснащения кабинетов, то, согласно государственной программе развития села, за последние годы прошло полное их техперевооружение. Такое оборудование, как в некоторых деревнях, не во всяком городском кабинете есть.  

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

nvakulich2016@mail.ru


Микроскоп не по карману


Лада Кравец из Марьиной Горки – первопроходец в стоматологическом бизнесе в Пуховичском районе. Лицензию на открытие частного центра получила в 2004 году. До этого  работала зубным терапевтом в Марьиногорской поликлинике, где открывала кабинет платных услуг, когда медицинским госучреждениям это разрешили. В самостоятельное плавание ушла скорее из-за больших возможностей работать с теми материалами и оборудованием, с какими захочет, ведь в госструктурах зависишь от финансирования и даже от фирмы-поставщика. 

КОНЕЧНО, рисковала, потому что в стоматологии нужны большие первоначальные финансовые вложения – дорогие установки, оборудование, инструменты, пломбировочные материалы. Как правило, все импортное. Причем Минздрав выдаст лицензию только тогда, когда готов проект, оборудование уже стоит в кабинете. А всегда есть опасения: как пойдут пациенты, какая платежеспособность будет у местного населения? Например, за два последних года поток людей уменьшился наполовину, хотя прейскурант утвердила в 2014 году и с тех пор не меняла. 

В Марьиной Горке две частных стоматологии и одна в госполиклинике. По стоимости услуг все примерно в одном сегменте. И конкуренции друг другу не составляют, потому что для обслуживаемого населения, а лечиться сюда приезжают даже из Минска, деревень соседних Осиповичского и Узденского районов, иностранцы, стоматологов явно не хватает. В райполиклинике, например, надо долго стоять в очереди на протезирование, потом ждать изготовления коронок. Частники стараются управиться за 15 дней, несмотря на то, что  все технические работы выполняют в Минске.

Лада Кравец – директор, снабженец, водитель и практикующий доктор в одном лице. Ей очень бы хотелось,  но из-за дороговизны материалов и техники многие услуги оказывать не может. Скажем, микроскоп для работы в каналах сам по себе  дорогой. Не по карману многим пациентам и новое чудо стоматологии — компониры, применяемые для реставрации зубов. Это тончайшие пластинки из композитного материала, скрывающие дефекты, которые устанавливаются терапевтом всего за один день. 

— Я готова внедрить новую технологию, прошла мастер-класс, но, думаю, из-за цены на пластинки услуга не будет пользоваться спросом. Это  в Солигорске по 6 компониров ставят за раз, по 150 рублей каждый… 

Пациенты частного центра – наполовину из деревень. Приезжает лечить зубы в основном молодежь, родители привозят детей. У девушек пошла мода на скайсы. Лада Васильевна считает это баловством, ставить украшение можно, когда во рту все идеально:

— Откроет иная рот, а там даже следов зубной щетки не видно. Есть противопоказания и для отбеливания зубов. 

В частном бизнесе есть проблемы с подбором кадров: разрешено брать на работу врачей только с первой и высшей категориями. Такие же требования для медсестер и лаборантов. У врача стаж работы должен составлять минимум 5 лет и последние три года обязательно по специальности. Госполиклиники же могут принимать любых специалистов и сейчас вообще не лицензируется. Что, впрочем, не решило проблемы нехватки медработников.

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter