Для прорыва достаточно нормализации

Юрий Царик: Мы рассчитываем на масштабные европейские инвестиции в белорусскую промышленность

Последние решения ЕС по «белорусскому вопросу» невольно заставили наше общество встрепенуться: неужели период бесконечных претензий да санкций завершен, неужели старушка Европа решила повернуться к нам лицом? И действительно ли страница в отношениях будет перевернута, как предлагал действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб? Впрочем, как бы ни развивались события дальше, повод для размышлений дан. Проанализировать ситуацию «Р» попросила ведущего специалиста управления политического анализа Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Беларуси Юрия ЦАРИКА.

— Юрий Юрьевич, с чем, на ваш взгляд, связан новый виток интереса Запада к Беларуси?

— Один из факторов, способствовавших пробуждению интереса Запада к Беларуси, — некоторое укрепление позиций России на международной арене и осложнение отношений между Москвой и западными столицами. И в частности, «пятидневная война» и последующее признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Сейчас по отношению к Беларуси  Запад  условно можно  разделить на две части. Первая — это прежде всего англичане и американцы, а также находящаяся под их влиянием часть евробюрократии и восточноевропейских элит — рассматривает Беларусь как важный инструмент в противостоянии Запада и России. Соответственно, здесь господствует концепция «перехвата стратегической инициативы» у России в отношениях с нашей страной с последующим возможным полным «перетягиванием» ее на свою сторону.

Однако, к счастью, не все в Европе рассматривают Беларусь через призму противостояния с Россией. Влиятельные силы в Германии, Австрии, Польше, Литве и Латвии видят нашу республику как самоценную величину. Например, для Германии расширение влияния в Восточной Европе, политическая, экономическая и культурная экспансия являются традиционным императивом внешней политики. Примерно аналогичная ситуация складывается в Польше. Для Варшавы мы по-прежнему в каком-то смысле остаемся «восточной окраиной», в отношении которой у нее есть свои амбиции. Но есть  и простая заинтересованность в реализации  ряда экономических проектов. Для Литвы и Латвии, наоборот, именно экономические интересы играют первостепенную роль. Белорусская промышленность загружает мощности портов в Вентспилсе и Клайпеде. Кроме того, в случае вывода из строя Игналинской АЭС Беларусь будет играть существенную роль в обеспечении энергетической безопасности Литвы и Латвии. Есть большой взаимный интерес и в сфере транзитных проектов. Так, недавно было объявлено о расширении маршрута быстрого контейнерного поезда «Викинг» (9-й европейский транспортный коридор, связывающий Черное и Балтийское моря) и включении в него объектов в Латвии. Было подписано и соглашение между Белорусской и Литовской железными дорогами.

Латвия и Литва ближе всего к тому, чтобы рассматривать Беларусь как равноправного партнера. Для больших стран мы, к сожалению, пока остаемся пассивным объектом, лишь обстоятельством в «большой игре». 

— Сегодня нас не «пугают» санкциями, а предлагают «перевернуть страницу в отношениях». Насколько искренни такие заявления?

— Вопрос о санкциях давно перезрел. И хоть всплеск интереса Запада к Беларуси совпал с «пятидневной войной» на Кавказе, стремление к нормализации отношений со стороны многих европейских стран наблюдалось давно. Ведь санкции мешали прежде всего экономическому взаимодействию. Они фактически заводили в тупик и лишали перспектив всю восточноевропейскую политику ЕС. Едва ли не единственная сила, которая выигрывала от санкций – это группа маргинализированных белорусских оппозиционеров, имевших иллюзорную претензию на то, чтобы стать посредниками в отношениях Беларуси и Запада.

Поэтому в целом заявления Европы и США о стремлении к нормализации отношений с Беларусью закономерны.

— Как реально будут развиваться отношения Беларуси и Европы в ближайшее время?

— Каких-либо прорывов на европейском направлении ожидать не приходится. Протекающий сегодня процесс, который некоторые горячие головы поспешили назвать «сближением», а то и «интеграцией», является не чем иным, как нормализацией отношений. Это именно нормализация – приведение отношений Беларуси и ЕС в норму. Потенциал развития белорусско-европейского сотрудничества таков, что и простой нормализации достаточно для огромного скачка во внешней торговле, привлечении инвестиций и т. д. Однако  не стоит забывать о сегодняшних реалиях. Во-первых, о мировом финансовом кризисе. Во-вторых, об упомянутом выше восприятии Беларуси как фактора в противостоянии России и Запада. Решение о нормализации отношений  со стороны Европы принято не в последнюю очередь под влиянием именно такого восприятия. В этом случае возникнет весьма неприятное для нас пристальное внимание к ходу строительства Союзного государства: шаг навстречу России, а таких шагов на ближайшее время запланировано немало, будет интерпретироваться как шаг от Европы. При таком подходе развитие белорусско-европейских отношений будет затруднено, ведь отказываться от союзных с Россией обязательств мы не собираемся. Но даже и при более взвешенной позиции Европы политические соображения будут время от времени мешать полноценному диалогу между сторонами.

— И все-таки насколько ощутима выгода для Беларуси от нормализации отношений с ЕС?

— Мы рассчитываем на масштабные европейские инвестиции в белорусскую промышленность. Скоро в Лондоне пройдет Белорусский инвестиционный форум. Там потенциальным инвесторам будет представлено более 70 крупных инвестпроектов. С приходом западного капитала мы сможем решить многие насущные экономические задачи. Приход европейских инвесторов, особенно на экспортно-ориентированные производства, означает помощь этих инвесторов в борьбе за внешние рынки сбыта. Западные корпорации, вложившие деньги в белорусские предприятия, будут использовать свои возможности для продвижения продукции. На фоне мирового финансового кризиса и возможного снижения спроса на продукцию белорусских производителей это очень важное обстоятельство. Нормализация отношений с Европой — это еще и  расширение личных возможностей для белорусских граждан: снижение стоимости шенгенских виз, активизация культурных,  образовательных обменов…

— МИД Германии уже заявил о возможном снижении стоимости виз для граждан Беларуси до 35 евро. Пойдут ли страны ЕС на такие меры или это только декларация?

— Думаю, они на это пойдут. Более того, для стран ЕС это вовсе не уступка, а выгодное дело. Благодаря этому они рассчитывают получить относительно дешевую и высококвалифицированную рабочую силу. И наоборот, следовало бы подумать, насколько это выгодно Беларуси. Очевидно, что при снижении стоимости виз белорусы более активно начнут ездить в западном направлении.

— Что взамен за свое расположение могут  потребовать Евросоюз и США от Беларуси?

— Если во внешней политике США победит жесткая антироссийская линия, то  для Беларуси вести нормальный диалог и с Брюсселем, и с Вашингтоном, и с Москвой одновременно будет трудно. Поскольку в этом случае Запад будет требовать от нас все более недружественных шагов по отношению к России. Соответственно в этом случае и Кремль будет рассматривать любые контакты с Западом как измену. Одним словом, в условиях жесткого конфликта Россия — Запад наша страна окажется в весьма затруднительном положении. Мы объективно заинтересованы в нормализации отношений между этими двумя субъектами, особенно между Россией и Европой.

В принципе, и обострение, и какой-то другой сценарий (а он, конечно, тоже возможен) будут связаны с тем, как страны мира собираются выбираться из разразившегося мирового финансового кризиса. Суть этой проблемы заключается в том, что мировая финансовая система, основанная на плавающих курсах, является банкротом. Уже более 40 лет она последовательно уничтожает реальную физическую экономику нашей планеты, в результате чего человечество оказывается неспособным прокормить себя.

Все, что связано сегодня с сохранением существующей мировой финансовой системы, это, по сути, разговоры о том, как еще больше отсрочить неизбежный конец, а значит, еще больше усугубить положение. Надо отчетливо понимать, что закачка триллионов долларов и евро в экономику – это временное затыкание дыр, которое приведет к ускорению мировой инфляции. В случае сохранения нынешнего положения дел мир ждет то же, что случилось с Европой в результате Великой депрессии, — фашизм и большая война. Эти выводы основаны на результатах исследований, проводимых аналитической группой Линдона Ларуша в США. Экономические прогнозы группы Л. Ларуша за прошедшие 40 лет были самыми точными в мире. Возможен и другой — неконфронтационный — сценарий развития событий. А состоит он в том, что крупнейшие мировые державы – США, Россия, Китай и Индия – должны объединить усилия в деле восстановления мировой физической экономики. Это единственно возможное действенное решение проблемы мирового финансового кризиса. Если этого не произойдет, то отношения России и Запада будут ухудшаться, а для нас пространство маневра будет сужаться.

— Как впредь будут развиваться наши отношения с Россией?

— Совсем скоро может быть подписан Конституционный акт Союзного государства, а также соглашение о создании единой системы ПВО. Россия за последние годы потеряла многие позиции на постсоветском пространстве. И  сегодня в Кремле наконец отчетливо поняли: если не иметь своей стратегической линии на Кавказе, не влиять на ситуацию в Средней и Южной Азии,  не вести гибкую дипломатию со странами Европы, не организовывать мощное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то суверенное государство Российская Федерация вряд ли долго просуществует. Я уверен, что в ближайшее время мы будем наблюдать активизацию белорусско-российских отношений.

— ЕС отменил запрет на въезд для некоторых высокопоставленных белорусских чиновников на полгода. Как, по-вашему, могут поступить еврочиновники после?

— Думаю, что через полгода будет не только окончательно отменен запрет на въезд белорусских чиновников в страны ЕС, но и отменена хотя бы часть других санкций. Было бы очень хорошо, если бы Беларусь вернули в систему торговых преференций ЕС. Это были бы реальный шаг и большое подспорье для развития белорусско-европейских экономических отношений.

Что же касается ЦИК, то, думаю, санкции в отношении руководства этого ведомства также должны быть отменены. В конце концов, если Европа так уж заботится о демократичности избирательных процедур, в том числе на грядущих президентских выборах в Беларуси, то полноценное сотрудничество с белорусской ЦИК при подготовке к этой кампании непосредственно отвечает ее интересам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter