Для обществ потребителей меняются правила игры

Недавно я купила в фирменном магазине дорогой телевизор...
Недавно я купила в фирменном магазине дорогой телевизор. В первый же день в нем что–то щелкнуло и пополз характерный запах проводки. Беда, с которой наверняка сталкивались и другие. Первое, что приходит на ум, — это взвалить на себя некачественный товар, дотащить до магазина и всучить продавцу в надежде, что тот вернет деньги. А если не признает вину? Сошлется на неправильную эксплуатацию? Отфутболит в сервисный центр? К кому обращаться? Многих из нас в таком случае выручали общества защиты прав потребителей: квалифицированные юристы разбирались в тонкостях дела, предъявляя претензии ответчикам. За труд им платили сами же пострадавшие. Такая схема исправно работала до сегодняшнего дня. Но отныне для обществ защиты прав потребителей в нашей стране вводятся новые правила. Все зарегистрированные организации — а их 15 — смогут помогать клиентам только на безвозмездной основе. Резонен вопрос: кто из юристов захочет вдохновенно защищать права облапошенного покупателя, если и зарплаты как таковой не получит? Будут ли общества защиты потребителей работать в прежнем режиме? А если нет, то справятся ли госорганы с наплывом обиженных клиентов?

ЗА И ПРОТИВ

Министерство торговли сохраняет олимпийское спокойствие: мол, ничего страшного в нововведении нет. У Минторга, Минздрава, Госстандарта и других госструктур есть непосредственная обязанность — рассматривать жалобы покупателей, которым всучили некачественный товар или услугу. Такие же функции возложены и на местные органы власти — исполкомы. Причем защищают права потребителей они абсолютно бесплатно! Да и «общественникам», дескать, кто мешает работать? Только вот впредь все свои затраты они обязаны возмещать за счет ответчиков — магазинов, индивидуальных предпринимателей. Естественно, если докажут вину последних.

Но сами «общественники» пока не видят радужных перспектив. Откуда теперь добывать средства на существование, непонятно. Жить на взносы членов организации? Продолжать работать? Но как, если аренда офиса, счета за электричество и прочие чисто бытовые моменты требуют средств? А судебные пошлины? А зарплата юристам? Чем их покрывать? Во многих обществах защиты потребителей говорят приблизительно одно и то же: «Создается впечатление, что система защиты прав потребителей ослабеет. А ведь следовало бы задуматься, как, наоборот, поддержать «общественников»: во многих странах государство финансирует деятельность обществ защиты потребителей хотя бы частично. Почему бы, к примеру, не предоставить нам бесплатные помещения для работы? Кроме того, сейчас все расходы нам будут возмещать по факту дела и платить будет виновная сторона. Но ведь некоторые судятся годами! Выходит, получать деньги мы будем с очень большой отсрочкой. А если на каком–то этапе истец попросту откажется бороться за свои права? Тогда наши затраты и вовсе не окупятся».

По мнению же заместителя начальника управления по защите прав потребителей и контролю за рекламой Минторга Ольги Кравцовой, общественные организации сгущают краски:
— Если человек обратился с какой–то жалобой в то или иное общество защиты потребителей, то специалисты могут написать претензию, ссылаясь на статьи закона, предоставить доказательную базу, убедительные доводы и передать все это стороне, на которую жалуются. Если аргументы будут весомыми и ответчик поймет, что не прав, — в течение двух недель он должен возместить все расходы общественной организации. Многие споры решаются в досудебном порядке, это факт. Бывает, стороны приходят к соглашению уже на первом слушании. Да, есть дела, которые длятся годами. Но это — эпизоды исключительные, небольшая толика от общего числа дел! Как еще могут зарабатывать общественные структуры? Думаю, на членских взносах: в конце концов, обращаясь за помощью в такую организацию, человек должен стать ее членом. Это нормальная практика. Обществам разрешено выпускать специализированную литературу и получать доход от ее распространения, проводить платные семинары, лекции. Существуют различные системы грантов. Озабоченность нововведениями понятна, но им вряд ли следует планировать свое будущее на основе самых мрачных прогнозов. Ведь к ним по–прежнему будут идти люди, если только они сами не свернут свою деятельность по какой–то надуманной причине.

НА ВЕСАХ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Сейчас, по статистике, около четверти судебных дел по искам потребителей ведут именно общественные организации. Чуть больше трети этих дел решается в пользу обратившихся. И если «общественники» в новых условиях все–таки откажутся работать, не выстроится ли у исполкомов вереница желающих отстоять свои права? Хватит ли сил оказать всем квалифицированную помощь? В Минторге уверяют: хватит. По крайней мере, сейчас ежегодно в исполкомы с жалобами на некачественный товар обращаются около 10 тысяч человек. И все обращения рассматриваются в сроки, ни о каких очередях речи не идет. Будет больше спрос — значит, появится и больше специалистов. А ведь в маленьких райцентрах никаких обществ защиты потребителей и вовсе нет...

Судя по всему, единственный выход для «общественников» сейчас — приноровиться к новым условиям. Ведь, что ни говори, у нас с вами должен сохраниться выбор. К слову, то и дело работу специалистов государственных и общественных, так называемых народных контролеров, сравнивают. Одни утверждают, что последние слишком часто проигрывают спорные дела, поэтому апеллировать лучше сразу к государству. Но, согласитесь, даже юрист с 30–летней практикой не всегда готов поручиться за исход дела — всякое случается. Другие говорят, что жаловаться, например, на систему ЖКХ в исполком — это абсурд. Как–то не особо верится, что встанут на твою сторону. Мол, реально в некоторых ситуациях могут помочь только общественные организации — а кто знает, будут ли они работать, как и прежде? Что ж, мнений много. Но цель должна быть одна. Все–таки самое важное, чтобы, отправляясь в магазин, покупатель чувствовал себя уверенно и знал: в случае чего отстоять свои права ему помогут. И не важно, общество защиты потребителей или чиновники из исполкома.

Кстати

Институт потребительской экспертизы в Германии находится на гособеспечении. Его сотрудники проводят научные и лабораторные испытания. Во Франции есть 4 национальные потребительские организации, такие же действуют в Израиле, Японии. Пока все они либо поддерживаются государством, либо существуют за счет грантов. Однако многие общественные организации России, Казахстана уже сейчас стараются работать безвозмездно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter