Дичь на дороге

Ежегодно на дорогах Беларуси случаются десятки дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Неделю назад в интернете был растиражирован снятый на автомобильный видеорегистратор ролик: на трассе Минск — Молодечно — Нарочь автомобиль столкнулся с выскочившим на дорогу лосем. Автомобиль получил серьезные повреждения, а животное, отлетев на обочину, поднялось на ноги и скрылось с места ДТП. К сожалению, такие случаи у нас нередки: уж очень богата белорусская фауна. Зверям в таких случаях закон не писан. А людям? Можно ли “запретить” животным пересекать проезжую часть и что делать, если поделить дорогу с лесным обитателем все же не удалось?

Ежегодно на дорогах Беларуси случаются десятки дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Неделю назад в интернете был растиражирован снятый на автомобильный видеорегистратор ролик: на трассе Минск — Молодечно — Нарочь автомобиль столкнулся с выскочившим на дорогу лосем. Автомобиль получил серьезные повреждения, а животное, отлетев на обочину, поднялось на ноги и скрылось с места ДТП. К сожалению, такие случаи у нас нередки: уж очень богата белорусская фауна. Зверям в таких случаях закон не писан. А людям? Можно ли “запретить” животным пересекать проезжую часть и что делать, если поделить дорогу с лесным обитателем все же не удалось?

Неожиданная встреча

Существуют различные способы предупредить столкновения с животными на дорогах. На трассах, пролегающих через лесные массивы, устанавливают предупредительные знаки с изображениями диких зверей. К слову, этих знаков в последние годы стало значительно больше: всем арендаторам охотничьих угодий страны было поручено уточнить пути миграции диких животных — тропы, по которым, следуя инстинкту, звери кочуют из поколения в поколение.

На трассе Минск — Гродно сравнительно недавно в экспериментальном порядке применялись репелленты с отпугивающим диких зверей запахом. В районе Березинского заповедника устроены подземные переходы для лягушек, которые в период миграции покрывали дорогу живым ковром. В пределах Беловежской пущи устроены коридоры для перехода через дорогу крупных млекопитающих — диких кабанов, оленей, лосей, косуль. Могилевская автодорога и частично трассы М1 и Минск — Гомель оборудованы сетчатыми заборами — наиболее эффективным средством не допустить столкновения животного с машиной.

Однако, несмотря на все усилия природоохранных ведомств, ДТП с участием диких зверей все же случаются: заставить их держаться подальше от дорог никто не в силах. Что же делать, если авария все-таки произошла? По словам начальника отдела анализа и обработки информации Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Олега Бузо, водителю необходимо незамедлительно сообщить о дорожно-транспортном происшествии в службу ГАИ. Госавтоинспекторы, в свою очередь, вызовут ветеринара, представителей охотпользователя и природоохранных ведомств. Происшествие будет зафиксировано как несчастный случай. Как сообщили в УГАИ МВД Беларуси, в подобной ситуации водителю наказание не грозит.

Никакой самодеятельности

Впрочем, некоторые водители принимают иное решение. Исходя из того что ремонтировать поврежденный автомобиль придется за свой счет (исключение — страхование КАСКО), а на дороге лежит кругленькая сумма в мясном эквиваленте, которая при вызове сотрудников ГАИ “уйдет” в пользу арендатора охотугодий, они попросту загружают неожиданный “трофей” в багажник и уезжают, подчас не подозревая, чем это им грозит.

— Если дикое животное погибло или получило тяжелые травмы, ни в коем случае нельзя его перемещать, — предупреждает Олег Бузо. — Во-первых, это опасно для жизни: раненый зверь может быть агрессивным и нанести увечья человеку. Во-вторых, перемещение зверя запрещено Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, нарушение которых влечет административную ответственность.

Показательный случай произошел 13 января в Дрогичинском районе на автодороге Антополь — Дрогичин. Водитель сбил дикого кабана и решил забрать его тушу. В Пинске его остановили сотрудники ГАИ и, осмотрев автомобиль, обнаружили незаконную добычу. В итоге охочему до дармового мяса автолюбителю было предъявлено обвинение в незаконной охоте. В результате — штраф порядка 4,5 миллиона рублей плюс около 8 миллионов рублей в качестве возмещения причиненного природе ущерба.

Специалисты призывают водителей быть предельно бдительными: снижать скорость на лесных участках дороги, осматривать обочины дорог, обращать внимание на предупредительные знаки. Ведь столкновение с животным, особенно крупным, может привести и к гибели людей, находящихся в машине.

Еще один показательный случай произошел в конце марта под Гродно, недалеко от поворота к Юбилейному озеру. На дорогу перед автомобилем из леса выскочил двухлетний лось. Водитель применил экстренное торможение, снизив скорость до минимума. В результате лосенок не был сбит, а успел запрыгнуть на машину и перелетел через нее. По словам сотрудников ГАИ, прибывших на место происшествия, хорошая реакция водителя спасла жизнь ему и его пассажирам.

Из двух зол

Еще в автошколах инструкторы убеждают курсантов: лучше сбить выскочившее на дорогу животное, чем резко выкрутить руль и врезаться в другое транспортное средство или дерево. Например, в конце апреля недалеко от городского поселка Мир водитель, пытаясь объехать стаю собак, не удержал автомобиль на своей полосе и вылетел на “встречку”, где столкнулся с несколькими машинами. К сожалению, пожалевший животных и машину человек погиб на месте.

В любом случае нельзя забывать: дорога — зона повышенного риска. Животному это не растолкуешь. Значит, начеку должны быть водители. Третьего не дано.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter