Диалектика

Невозможно не вспомнить про 100-летие Октябрьской революции

К обсуждению темы Октябрьской революции (никто не проходит мимо — все–таки сто лет!) хочу добавить несколько печатных строк.

О них — о печатных строках. Коллеги в редакции еще помнят, как в Беларуси в 60–е годы прошлого века добивали неграмотность на селе. При том, что ликвидация безграмотности — это была государственная программа Советской России, начавшаяся в 1919 году. В разгар гражданской войны, между прочим. Так вот, минимум 40% (а то и все 70%, смотря какие оценки брать) белорусов были неграмотными. И таковыми без революции и остались бы. Учитывая все прошедшие в ХХ веке научно–технические революции, с этим соотношением Беларусь от передовых стран отстала бы безнадежно. Ни парков с высокими технологиями, ни «Полонезов» с БелАЗами, ни многочисленных НИИ, откуда, собственно, и вышла в своей массе интеллигенция. Больше скажу: лично я, без следов голубой крови в жилах, мог бы и не написать этот текст. А вы (многие) соответственно вряд ли смогли бы его прочесть. Начало нашей с вами всеобщей и давно уже незамечаемой грамотности (в широком ее смысле) лежит именно там — в революции.

Можно много говорить о промышленном потенциале. Про созданные с нуля отрасли. И про войну, которую мы не проиграли, хотя против нас были задействованы ресурсы всей Европы. Вернее даже, на мой взгляд, будет сказать так: мы смогли выжить. Потому что нас — об этом не надо забывать — хотели просто уничтожить. Физически. Чтобы на нашей земле жили другие. Все это укладывается в набившую уже оскомину формулу: «От сохи до ядерной бомбы». Но начало всему дала революция.

А можно зациклиться на черных страницах. Поднимать и печатать следственные дела, расстрельные списки, закрытые приказы и доносы, с которых часто все и начиналось. Тосковать по несбывшейся БНР и обвинять в этом большевиков. От имени всех (молчащих и даже несогласных) заявлять, что мы жили в концлагере. Даже в определенном смысле гордиться этим почему–то перед теми, кто концлагеря и придумал. Все это укладывается в другую, не менее избитую формулу: «Какую страну загубили». И начало всему дала революция.

Но я оставлю это для других комментаторов. Вернемся к печати. Революция породила такую, я бы даже употребил термин «зловещую», организацию, как РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей. Из ее руководства сейчас вспомнят, пожалуй, лишь Фадеева с Фурмановым, а специалисты по истории совлитературы — Авербаха. Зато оно, руководство РАППа, точно знало, как и про что нужно писать. Что сильно не помогало развитию писательских талантов, очень сильно. Почему, собственно, РАПП и был в начале 30–х годов расформирован.

РАПП — это, как мы сейчас, спустя время, видим, не есть хорошо. Его породила революция. Но давайте вспомним и большую советскую литературу, которая родилась после революции вопреки тому же РАППу. Это же десятки писателей, сотни книг, целый список имен, которыми можно гордиться.  Это Толстой, Булгаков, Эренбург, Шолохов, Астафьев, Быков, Купала, Гроссман, Панченко, Танк, Кулешов, Кирсанов — не перечесть! Это и «Библиотека пионера», «Библиотека приключений», «Жизнь замечательных людей», «Массовая библиотека по искусству» и прочая, и прочая — то, что любой заботливый родитель для своих детей и сейчас оторвет с руками. Обученный грамоте родитель, на минуточку.

Сравним революцию с контрреволюцией. Да, все те замечательные книги были в дефиците, и чем лучше книга, тем труднее было ее достать. Но вот пришли 90–е — и дефицит исчез. Сейчас на книжных ярмарках книг гораздо больше, чем нужно. Не сравниваю с магазинами — там тоже, но на развалах это очевиднее. Книг — завались, а где писатели? 25 лет прошло, пришло новое поколение — писатели где? Повторюсь. К началу войны (через 25 лет после Октября) в СССР были и Пастернак, и Колас, и Чорный, и Мавр, и Бядуля, и Крапива... Надеюсь, мне не нужно продолжать этот бесконечный ряд. Бесконечный по сравнению с нынешним положением дел. Хоть пяток имен — сравнимых — можете назвать? Думаю, нет. Зато про книжный дефицит и кишиневское издательство помнят только знатоки в возрасте дедов и бабушек минимум. Этакое «тайное знание», которое внуки, боюсь, просто не смогут понять.

Для меня революция — она и в этом. В качестве текста, в смелости и одновременно строгости мысли, в печатном слове, которым в рамках данного текста и ограничиваюсь. Нет в мире вещи, которая была бы однозначно плоха. Как нет и однозначно хороших вещей, типа современной демократии. Это диалектика. Неотъемлемая часть марксистско–ленинской философии, если помните. А если забыли или не знали — плохо. Потому что диалектика — она существует независимо от нас. От нашего желания–нежелания ее учить. И уж тем более от нашего о ней мнения.

mukovoz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
пенсионер, пенсионный, Россия
Андрей, если вы помните, какое мучение для технарей студентов было изучение первоисточников. Их значимость я, например, понял только после возрождения капитализма. Молодежь, в 90-х рассуждала об неограниченных возможностях для всех, о прогрессивности капиталистической системы. Но, основываясь на изученном курсе марксизма ленинизма, я не сомневался, что рыночная или капиталистическая система другой не бывает. Последующие 25 лет подтвердили это. Но и к 90-м мы шли медленно, но верно. Если в 60-х ставили задачу воспитания гармоничного человека, т.е. это знание, творчество, культура, трудолюбие, то к 80-м формула упростилась - ты уникален. И не важно, что каждый идиот уникален в своей болезни, главное, это понравилось многим. Мне нравилось потому, что, наконец, не надо работяг и откровенно безразличных людей таскать по театрам, концертам, художественным галереям, поднимая их культурный уровень. Не надо было выслушивать почему вы мне вместо медали дсятку не подкинули? Надоело убеждать и призывать помочь товарищам, проживающим в общежитии, бесплатно, на субботнике, провести ремонт и заменить мебель, которую предоставило руководство. Надоело слушать от пролетариев бред о том, что они со своими навыками и "золотыми руками" нигде не пропадут и будут жить припеваючи, помахав ручкой государству. А это были и металлурги и шахтеры. Нет надобности писать о том, что с ними стало за эти 25 лет. И заводы и шахты сегодня закрыты. Но локоть близко, а не укусишь. Революция дала шанс, а воспользовались им самые умные. Тут вот вы указали на тех, кто видит в революции только темное. Это от обиды, от зависти, что был упущен шанс. Оттуда и строчились доносы на соседей и друзей. В Гомельской области, в одном из поселков жил предприниматель, имевший паровую мельницу. Вся округа у него за умеренную плату молола зерно. После революции этот предприниматель добровольно отдал эту мельницу в нарождающийся колхоз, а сам с семьей уехал жить в Москву. Начинал с нуля. Он вырастил двух детей, дочь стала известным ученым биологом, а сын дипломатом. А все потому, что их отец вовремя оценил обстановку и принял правильное решение. Ни один донос ему не повредил, так как подаренная мельница сыграла свою роль. А вспомним того же Громыко. Не было ни волосатой руки, ни другой поддержки, был талант. Но к 80-м мы многое упустили в нашей жизни. И хоть, по решению партбюро я, беспартийный, был назван диссидентом, начиная с 70-х, к Великой Октябрьской революции я отношусь с огромным уважением. И то, что мы были недостойны наших отцов и дедов, не смогли воспользоваться своим шансом, это не умаляет ее величия.
пенсионер, пенсионный, Россия
Андрей, если вы помните, какое мучение для технарей студентов было изучение первоисточников. Их значимость я, например, понял только после возрождения капитализма. Молодежь, в 90-х рассуждала об неограниченных возможностях для всех, о прогрессивности капиталистической системы. Но, основываясь на изученном курсе марксизма ленинизма, я не сомневался, что рыночная или капиталистическая система другой не бывает. Последующие 25 лет подтвердили это. Но и к 90-м мы шли медленно, но верно. Если в 60-х ставили задачу воспитания гармоничного человека, т.е. это знание, творчество, культура, трудолюбие, то к 80-м формула упростилась - ты уникален. И не важно, что каждый идиот уникален в своей болезни, главное, это понравилось многим. Мне нравилось потому, что, наконец, не надо работяг и откровенно безразличных людей таскать по театрам, концертам, художественным галереям, поднимая их культурный уровень. Не надо было выслушивать почему вы мне вместо медали дсятку не подкинули? Надоело убеждать и призывать помочь товарищам, проживающим в общежитии, бесплатно, на субботнике, провести ремонт и заменить мебель, которую предоставило руководство. Надоело слушать от пролетариев бред о том, что они со своими навыками и "золотыми руками" нигде не пропадут и будут жить припеваючи, помахав ручкой государству. А это были и металлурги и шахтеры. Нет надобности писать о том, что с ними стало за эти 25 лет. И заводы и шахты сегодня закрыты. Но локоть близко, а не укусишь. Революция дала шанс, а воспользовались им самые умные. Тут вот вы указали на тех, кто видит в революции только темное. Это от обиды, от зависти, что был упущен шанс. Оттуда и строчились доносы на соседей и друзей. В Гомельской области, в одном из поселков жил предприниматель, имевший паровую мельницу. Вся округа у него за умеренную плату молола зерно. После революции этот предприниматель добровольно отдал эту мельницу в нарождающийся колхоз, а сам с семьей уехал жить в Москву. Начинал с нуля. Он вырастил двух детей, дочь стала известным ученым биологом, а сын дипломатом. А все потому, что их отец вовремя оценил обстановку и принял правильное решение. Ни один донос ему не повредил, так как подаренная мельница сыграла свою роль. А вспомним того же Громыко. Не было ни волосатой руки, ни другой поддержки, был талант. Но к 80-м мы многое упустили в нашей жизни. И хоть, по решению партбюро я, беспартийный, был назван диссидентом, начиная с 70-х, к Великой Октябрьской революции я отношусь с огромным уважением. И то, что мы были недостойны наших отцов и дедов, не смогли воспользоваться своим шансом, это не умаляет ее величия.
Сергей, 55, Могилев
Спасибо автору за статью. Класс.  
АЮВ
Вспомним лозунги. Ради них было пролито море крови. "Земля - крестьянам! " Все, крестьяне,  поголовно стали хозяевами земли, которую (свою) обрабатывают по сию пору. Некоторые, по три аршина, обрели буквально. "Заводы - рабочим!" Вопросов нет. Хозяевами стали. "Ты здесь хозяин, а не гость - тащи до дому каждый гвоздь." Далее. "Мир - народам". Хорошая песня: "Принимай нас Суоми-красавица, в ожерелье прозрачных озер." Кто-то будет спорить? О том, "как хорошо в стране советской жить."  
Людмила, 64, Минск
Познание добра и зла - одно из известных древних названий диалектики, без которой невозможно приобщиться к освоению энергии мысли и дисциплинировать свою свободную волю. Пусть философы разбираются.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?