Полеты в вулканическом пепле, сложнейшие алгоритмы и температура планеты: белоруска Яна Король – о своей исследовательской работе в NASA

Девушка вся в атмосфере

Родители вложили в меня понимание того, как важно образование и какие возможности в жизни оно дает», — бывший ученый секретарь Института физики НАН, переехавшая в солнечную Калифорнию, чтобы поработать в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), вновь меняет свою научную локацию. Яна Король — девушка с искрометным умом — перебирается во Францию, где возьмется за исследовательскую работу над сложнейшим алгоритмом, который обрабатывает данные инструментов, исследующих атмосферу. Корреспондент «Р» побеседовала с молодым ученым и узнала, как ей работалось в NASA.

Яна КОРОЛЬ: «Простые меры по «спасению планеты» стоит предпринимать каждому сознательному гражданину. Например, пересесть на общественный транспорт, велосипед или электромобиль, экономить воду и электричество, сортировать мусор».
Фото из архива героини

В Минске — восемь часов вечера, в городе Маунтин-Вью, штат Калифорния, — девять часов утра. Набираю по Viber номер Яны Король, и вот она на экране смартфона. Приветливая, улыбающаяся девушка с чашкой кофе: «Доброе утро!»  

Родилась белокурая Яна в Новосибирске, но детство прошло в Воложине, где и закончила 9 классов. В Минск переехала, когда поступила в Лицей БГУ: «Выбирала между классами математики и физики, но остановилась на первом, потому что был выше конкурс — 9 человек на место».

Физика взяла свое, когда нужно было выбирать вуз, — поступила на физфак, о чем не жалеет и уверенно заявляет: «Если все вернуть, поступила бы так же». Распределилась в Институт физики НАН, успешно окончила аспирантуру, добавив к ней аспирантуру в Лилльском университете наук и технологий (Франция).  

— У меня были мысли о том, чтобы после университета уйти в IT, но желание заниматься наукой, например в Антарктиде, взяло свое,
— вспоминает Яна. — Туда я так и не попала, но зато оказалась во Франции, где проработала три года и защитила диссертацию. Вернулась в Минск и немного потрудилась в лаборатории, стала ученым секретарем. Мне очень нравилась моя работа в администрации института. До сих пор по ней скучаю. Но захотелось вернуться в науку, продолжить на более высоком уровне заниматься тем, что делала в нашей лаборатории оптики рассеивающих сред, исследовать атмосферные аэрозоли — мелкие частички, которые выбрасываются заводами, транспортом или вследствие пожаров, извержений вулканов. Лаборатория дала мне хорошую базу. Сейчас группа наших ученых разрабатывает приборы для изучения атмосферы и алгоритмы обработки данных, известные на весь мир. 

Изменение климата, загрязнение окружающей среды — актуальная в наше время тема. Занималась Яна ею и у нас, и во Франции. В NASA изучала атмосферные аэрозоли. В области, в которой трудится Яна Король, работает множество ученых со всего мира. 

— Исследовать аэрозоли важно в контексте глобального потепления — мы пытаемся узнать, как они влияют на энергетический баланс планеты. Например, если парниковые газы, которые выбрасываются в атмосферу при сжигании топлива, приводят к ее нагреванию, к общему потеплению, то аэрозоли в основном — к охлаждению, но не всегда. Где же баланс? Как узнать, насколько быстро мы «нагреваемся»?


Яна пытается мне объяснить, как и что она там делала:

— Исследуют аэрозоли разными приборами. Спутниковые смотрят на Землю через атмосферу, «земные» посылают лазерный луч в небо, который отражается от частиц и возвращается назад, или смотрят на солнце и определяют, как ослабилось солнечное излучение, пока прошло через атмосферу. По принятому сигналу определяют, что находится в атмосфере. Бортовые приборы исполняют самую сложную задачу: им необходимо быть точными и устойчивыми к движениям самолета. 

Во Франции такой бортовой прибор Яна уже испытала. Когда в 2010 году было извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, она одна с пилотом на маленьком винтовом самолете летала сквозь вулканический пепел. 

— Мы летали через два слоя пепла с нашим радиометром — прибором, который изучал аэрозоли вулкана, — смеется девушка и делает глоток кофе.  — Это была очень интересная работа!


Во Франции тогда был только один такой прибор. В США к тому моменту сделали два. В Германии — прототип. В NASA она стала работать с новой американской разработкой— спектрометром «4STAR».

— Спектрометр не только смотрит на солнце, но еще может поворачиваться вокруг своей оси и определять, как солнечное излучение рассеивается по небу. Это дает больше информации об аэрозолях, — дополняет Яна. — Так как NASA — это ведомство с хорошим бюджетом, то там могут себе позволить иметь исследовательские самолеты, которые оборудованы десятками приборов, они летают и проводят исследования атмосферы по всему миру, затем собирают данные и пытаются ответить на вопрос, что происходит в атмосфере. 

В этом году Яна с группой коллег отправилась в интереснейшую экспедицию научной кампании ORACLES по исследованию аэрозолей и облаков в юго-восточной Атлантике. А именно на остров Сан-Томе, который находится на экваторе. Почему туда?

— Каждый август—сентябрь в Африке горят саванны. Много дыма оттуда распространяется в сторону океана. Он существенно влияет на погоду, климат в том регионе и даже на мировую погоду. Наша задача — узнать, как именно влияет. Моя миссия заключалась в обработке данных с приборов и их анализе,
— Яна объясняет сложные вещи, а я просто не верю, что такая молодая и милая девушка корпела над цифрами. 

Чаще всего именно анализом данных она и занималась — из оптических измерений прибора получала физические характеристики атмосферы. Что интересно, работала чаще дома. Ведь попасть на территорию NASA без сопровождения гражданина США она не могла:

— У меня был пропуск на закрытую территорию, но я могла попасть туда только с сопровождением. Полноправный насовский бейдж я так и не получила — с приходом нового президента США правила изменились. Поэтому чаще всего к общим собраниям подключалась через Skype. Степень загруженности, по сути, зависела от меня. В Америке важно, чтобы была выполнена работа, а когда, где и как ее делать — на совести сотрудника. Поэтому я могла сделать все и заниматься своими делами, даже путешествовать. Главное, чтобы компьютер был всегда с собой.

Изучая характеристики аэрозоля в атмосфере, ученые могут сказать: опасен ли воздух для людей, как загрязнения влияют на погоду, климат. 

— Самый опасный воздух в Китае. У них проблемы со смогом, то есть аэрозолями — предметом моего изучения. Если говорить об изменения климата, то в целом, конечно, во всем мире ситуация накаляется. Мы «нагреваемся» и только локально «охлаждаемся». Поэтому становится экстремальной погода, вы заметили. Например, летом в Европе в последние годы слишком жарко, а зимой засыпает снегом и очень холодно. По всему миру бушуют ураганы. Все это следствие изменения климата. Безусловно, заниматься снижением вредных выбросов в атмосферу должны в первую очередь власти, но и гражданская ответственность должна быть. 

Не могу не спросить: как получилось добиться таких научных высот? Яна отвечает: нужно ставить амбициозные цели, но чтобы точно достичь желаемого, полезно разбивать задачи на подзадачи, мотивировать себя. Кстати, в январе она приедет на родину, но ненадолго. Уже в этот вторник Яна покинула свой «пост» в NASA и готовится к новой работе — в той же лаборатории, где и защищала диссертацию.

alinakasel@gmail.com

Фото из архива героини
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter