Смех и радость мы приносим людям: как на киностудии «Беларусьфильм» создаются мультфильмы

Детский мир

«Ежик в тумане», «Винни-Пух», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Вовка в Тридевятом царстве». Человек, выросший на советских мультфильмах, по умолчанию не может быть злым, черствым и грубым. Сегодня психологи единодушны в своем мнении: подрастающему поколению остро не хватает добрых, интересных мультфильмов о человеческих взаимоотношениях — дружбе, честности, помощи слабым. Дети почти научились обходиться без поучительных и одновременно эмоционально ярких историй. Вместе с тем меньше их не стало, они просто находятся в тени, их закрывает лавина анимационных продуктов, которые несут с собой совсем иные ценности. Корреспондент «Р» отправилась на киностудию «Беларусьфильм» и посмотрела, как там создают сказки, выполненные в лучших традициях старой школы.

Сначала персонажи и фоны рисуются на ацетате, потом под стеклом на мультстанке режиссер, двигая деталями, покадрово снимая на камеру, создает мультфильм.

Как оживают сказки


Ежегодно студия «Беларусьфильм» выпускает от восьми до десяти мультфильмов различного хронометража. Это значительно меньше, чем производят, скажем, российские анимационные студии, но дело тут не в количестве и не в гонке с конкурентами, а в подходах к творчеству.

Наша киностудия создает мультфильмы в разных техниках: кукольные, рисованные, перекладочные, песочные, пластилиновые, комбинированные, flash-анимация. Одна из самых первых технологий — игровая перекладка — заключается в том, что сначала персонажи и фоны рисуются на ацетате, потом под стеклом на мультстанке режиссер, двигая деталями, покадрово снимая на камеру, создает мультфильм. В последнее время режиссер и художники сканируют эти рисунки в компьютер, где движение персонажей и их деталей аниматоры производят в компьютере. Все детали персонажей они заставляют двигаться прямо на экране. В рисованной технике аниматоры изображают персонажей на бумаге, художники-фазовщики и прорисовщики производят обводку всех деталей на кальке, затем эти рисунки тоже сканируют в компьютер. В рисованной технике прорисовывается каждый кадр вручную, затем в компьютере все персонажи разукрашиваются — заливаются цветом, и этот каждый кадр заливают художники-заливщики. Рисованное кино обычно намного сложнее в исполнении — в одной секунде 25 кадров, каждый из которых рисуется по отдельности.

Штат создателей мультфильмов в студии анимации относительно небольшой — приблизительно 50 человек. Каждый художник при работе над мультфильмом выполняет какую-то одну определенную задачу: есть художники-декораторы, дизайнеры, мультипликаторы, прорисовщики, заливщики, фазовщики и другие узкие специалисты. Команда очень сплоченная. Художники могут трудиться сразу над несколькими картинами и легко переходят от мультфильма к мультфильму. Каждый из художников — узконаправленный специалист, однако в разных анимационных фильмах он может занимать разные должности.

— Каждый мультфильм вынашивается как ребенок — примерно 9 месяцев, — замечает директор студии анимационных фильмов Игорь Галиновский.  Хронометраж наших фильмов — от 6,5 до 13 минут. Бывает, что фильмы создаются и дольше — около года. Все зависит от сложности картины и технологии ее создания.

Игорь ГАЛИНОВСКИЙ.

Уроки рисования


В помещении, где трудятся художники, заметен творческий дух: буквально на каждом шагу взгляд цепляется за элементы хаоса, привычного для художников. Краски, кисти, бумажные наброски, эскизы и работающие с ними талантливые люди. Кто-то создает фон, на листе бумаги прорисовывая кусты и траву, а кто-то соединяет все детали воедино на компьютере.

Художницы, работающие над анимацией, и сами немного напоминают героев мультфильмов. У одной — яркие дреды на голове, у другой — оранжевые колготки. Девушки охотно показывают свои рисунки, рассказывают о том, как им приходилось рисовать раньше и что поменялось теперь.

— Раньше нужно было прорисовывать каждую деталь персонажа по отдельности, чтобы была возможность сделать его подвижным, — рассказывает одна из художниц Инга— Для одного персонажа надо нарисовать множество пар глаз, ртов только для того, чтобы персонаж мог говорить и моргать, а также выражать какие-то эмоции.

Идеи для анимационных фильмов появляются на основе сказок, притч, произведений белорусских и зарубежных авторов, биографий. Также могут появляться темы, связанные с историей. К примеру, сейчас студия работает над созданием мультфильма «Игрушка», который рассказывает о военном времени. Готовится к производству анимационный фильм «263 ночи» о Минском гетто. Другой исторический анимационный фильм под названием «Максим Богданович» посвящен жизни поэта. Ранее были выпущены такие мультфильмы, как «Марк Шагал», «Штраус», «Прокофьев», «И.С. Бах». Кстати, последний мультфильм впервые в истории белорусского кинематографа получил высшую награду Российской академии киноискусств «Золотой орел» как лучший анимационный фильм России.

Бюджет одного мультфильма — 150—200 тысяч белорусских рублей.

— Перед нами не стоит задача полной окупаемости, — отвечает директор анимационной студии на вопрос о деньгах. — Основная наша аудитория — дети, а в нашей стране с населением меньше десяти миллионов человек детей намного меньше, чем в тех же Китае, Индии или России. Наши фильмы — продукт, который полностью финансируется из бюджета. Билеты стоят недорого, а в большинстве случаев они и вовсе бесплатные. Мультфильмы «Беларусьфильма» — это не коммерческий продукт и не индустрия. Однако сейчас мы берем направление на извлечение максимальной прибыли и на создание полнометражных мультфильмов и сериалов.

Действительно, студия анимационных фильмов в данный период трудится над созданием первого белорусского полнометражного мюзикла. Снимается он по произведению Геннадия Давыдько «Звезды седьмого неба». Постановка по этой сказке на сцене Национального академического драматического театра имени Максима Горького идет уже 10 лет, но для анимации сюжет пришлось несколько адаптировать. Это полнометражный мультфильм, который выходит частями по 13 минут. В начале августа студия выпустит четвертую.

К 2020 году, помимо «Звезд седьмого неба», студия планируют также запустить несколько сериалов: «Азбука опасностей», «Тошка и его друзья» и «Займальная азбука». Последний состоит из четырех частей, в нем проиллюстрирована каждая буква белорусского алфавита.

Где все можно увидеть?


Некоторые из старых мультфильмов «Беларусьфильма» есть в открытом доступе в интернете.

— Короткометражные мультфильмы в прокат не попадают, — говорит Ирина Тарасова, режиссер-постановщик. — Это больше телевизионный формат. Они появляются на телевидении, на каких-либо презентациях либо в сборках.

Все новые мультфильмы сначала попадают на фестивали, а в открытом доступе появляются позже. И насладиться мультипликацией «Беларусьфильма» юные зрители могут на белорусских телеканалах.

В целом картинка в анимационных фильмах выглядит достойно и качественно. Анимация проработана детально, присутствуют хорошая озвучка и музыкальное сопровождение. Мультфильмы студии занимают призовые места на фестивалях. Недавно одна из картин Ирины Тарасовой, «Лучшее место на свете», была отобрана на престижный фестиваль анимационного кино в Варне. Для художников-аниматоров это, можно сказать, признание, ведь это один из пяти наиболее престижных фестивалей в мире.

В мультфильмах студии «Беларусьфильм», в отличие от множества других современных анимационных фильмов, всегда есть мораль, такие картины помогают взращивать в ребенке правильные жизненные принципы. Благодаря мультфильмам на родном языке дети с раннего возраста приучаются к белорусской культуре и к ее колориту. Такие мультфильмы определенно должны существовать для воспитания и формирования личности ребенка. А взрослым они могут напомнить старые советские мультфильмы и окунуться в собственное детство.

Рекомендуется к просмотру!

Елизавета ТАНАНА

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter