Дети на распутье

Опыт поучительных лекций для юных правонарушителей

Опыт поучительных лекций для юных правонарушителей


С чего начинаются розги, невольно спрашиваю себя всякий раз, когда встречаю в городе родителей знакомого мальчишки. Однажды в детском саду я застала его с бутылкой кефира в руках. «Украл!» — с гордостью похвастался неслух. Потом в школе у учителей стали пропадать золотые украшения, у одноклассников — карманные деньги. А затем исчез и сам виновник происшествий. Говорят, сначала угодил в приемник-распределитель для несовершеннолетних. А оттуда — прямиком в спецшколу закрытого типа.


Как ни странно, особого шума среди нас, его сверстников, такое наказание не вызвало. Слово «приемник-распределитель» звучало довольно абстрактно. Изолировали, и ладно... Не подозревали даже, где находится этот перевалочный пункт между своенравной детской свободой и горькой, уже совершенно взрослой расплатой за нее.


Зато сейчас педагоги и психологи рекомендуют водить и показывать детям изнанку. Чтобы знали: наказание всегда идет рука об руку с преступлением. А иногда ровесники временно изолированных детей и подростков готовят для них игры или театральные представления. Устраивают праздник, ведь здесь даже каникул не бывает...


Группа с тату


С лекциями по профилактике ВИЧ/СПИД наведываются в приемник–распределитель для несовершеннолетних УВД Миноблисполкома курсанты Академии МВД. Акция «Сердце — детям» подразумевает серию занятий. Детям и подросткам подробно объясняют, как заражаются смертельно опасным вирусом иммунодефицита и как этого избежать. Тема, прямо скажем, щекотливая. В обычных школах учителя, скорее, предпочтут включить видеофильм, чем под насмешливыми взглядами школьников объяснять интимные подробности. Но в приемнике–распределителе для несовершеннолетних все происходит иначе. В этом я убедилась лично, отправившись вместе со студентками четвертого курса Женей Овсяник и Леной Машкевич на тематический урок.


...Класс девушки готовят заранее. Стулья расставляют полукругом. Так проще общаться — разговор идет на равных. Несколько минут спустя стройной шеренгой приводят и наших «учеников». Среди них всего две девочки, остальные — коротко стриженные мальчишки от 10 до 16 лет. Женя и Лена объявляют конкурс под условным названием «Скажи, чем мы с тобой похожи?». Ответить не терпится каждому, да пооригинальнее. «У нас глаза одного цвета», «А у нас — носки» — раздаются шутки. «А у нас обоих есть наколки!» — звучит признание невпопад. И точно, на руке остряка красуется наколка «Прости, отец, судьба!». Присматриваюсь более внимательно. У остальных тоже «татушки», только ненастоящие: маркером нанесены «масти», как у воров на «зоне». Мода здесь такая, что ли, недоумеваю? Не может быть, чтобы юнцы хотели оказаться за решеткой. Просто нашли себе героев для подражания. Не тех. Но поймут это многие слишком поздно...


Фокус в темных тонах


Девушки поставили себе амбициозную цель — рассказывать несовершеннолетним о физиологии без утайки. Иначе доходчиво не объяснишь, как можно заразиться СПИДом.


Народ здесь непослушный, значит, нужны игры, конкурсы. Женя и Лена раздают по кругу стаканчики с водой. Участникам предлагают перелить друг другу воду. Все с азартом участвуют в эксперименте. Затем Лена добавляет в каждую емкость пару капелек йода. И вот результаты: у кого–то вода темнеет (в стакан, помимо йода, добавили крахмал) — он будто бы заражен, а у других остается прозрачной. Неприятный осадок в душе химическая реакция оставляет у всех без исключения. А что, если бы «обмен» происходил всерьез, а не понарошку?


Главное, что ты есть у меня


В конце лекции еще одна игра. Ребята указывают на 9 отрывных листочках по 3 любимых блюда, занятия и троих самых близких людей. Затем ведущие проходят мимо, отрывая по листочку. «Наркоману приходится расплачиваться этим за каждую новую дозу», — утверждают они. «Ну ничего, теперь не буду играть в футбол!» — бравирует 15–летний подросток. Однако когда остается по одному листку, лица мрачнеют, тут не до шуток. На несколько секунд воцаряется тишина.


— Мама осталась! — с неподдельной радостью кричит вдруг 10–летний Леша, и у всех пробегают мурашки по телу.


Страх потерять родных велик даже у тех, кто убегает из дому, хамит старшим, дерется... Позже мне разрешат поговорить с Лешей, похожим на маленького мужичка, отдельно. Скоро, уверен мальчишка, он выйдет отсюда и никогда больше не вернется.


Трудно поверить, что среди ершистых и пока еще не озлобленных парней, девчонок есть будущие преступники. Хочется верить, однажды обжегшись, они не захотят больше возвращаться в свое незавидное прошлое.


По крайней мере, все, кто их окружает в приемнике–распределителе: преподаватели, психологи и курсанты Академии МВД, этого искренне желают. На прямой вопрос: «Зачем вам нужны лекции?» — Женя и Лена отвечают, нисколько не рисуясь:


— Мы еще молодые, и нам хочется поделиться своей энергией, помочь кому–то. Иначе день прошел, и ты, недовольный собой, думаешь: что полезного я сделал сегодня?


Методика занятий по проблеме ВИЧ/СПИД разработана специалистами отдела профилактики Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Курсанты Академии МВД, группа из 10 человек, несколько месяцев осваивали ее на собственном опыте. В конце урока обычно проходит анкетирование. Среди довольно скупых ответов типа «все понравилось» иногда встречаются и непосредственные: «я испытывала радость», «мне было весело». Такая реакция заряжает девчонок на дальнейшую работу. Ходят–то в приемник они после учебы, в 5 вечера. А значит, точно работают от души, а не для галочки.


Компетентно


Дмитрий Лобан, начальник приемника–распределителя для несовершеннолетних УВД Миноблисполкома:


— Нестандартные уроки с курсантами из Академии МВД нашим воспитанникам очень нравятся. Они в восторге от ролевых игр, да и небольшая разница в возрасте с учителями настраивает на доверительный лад. Выдернуть подростков из дурного окружения, конечно, крайне тяжело. Но большая часть правонарушений совершается именно в компаниях. Поэтому прежде всего мы стараемся научить ребят давать правильную оценку своим действиям, объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Кроме бродяжничества, к нам на 30 суток попадают за кражи, хулиганство, мошенничество, угон транспортных средств, неоднократное употребление спиртных напитков. Потом одних по решению суда направляют в учебно–воспитательные учреждения закрытого типа (для мальчиков — в Могилеве, для девочек — в Петрикове), а других передают их законным представителям. Если подросток не попадает к нам дважды, это уже положительный результат. А когда, уходя, еще и прощается по–доброму — большей благодарности не надо.


Наталия Фалевич, психолог приемника–распределителя для несовершеннолетних УВД Миноблисполкома:


— Для детей попасть сюда — стресс. Мы помогаем им справиться и адаптироваться к новым условиям. Изучаем личностные особенности подростка, чтобы построить коррекционную программу. Правонарушения — это крик о помощи: мне плохо, обратите на меня внимание! Выражаясь научным языком, наши подопечные ситуативно криминогенны. То есть могут совершить преступление при определенных обстоятельствах. Скажем, заодно с другими. Однако какие–то негативные черты характера у них действительно ярко выражены. Патологическая слабость силы воли, беспредельный эгоцентризм... До 18 лет их можно сгладить при правильном подходе, позже — вряд ли. У детей своя психоэмоциональная бухгалтерия. Они все воспринимают буквально. Мы здесь наблюдаем уже готовый результат: обиженных, тревожных мальчишек и девчонок. Если подросток уходит из дому, значит, ему не хватает тепла и внимания. Не надо устанавливать тоталитарный контроль, гораздо важнее сделать так, чтобы не оставалось свободного времени для шалостей.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter