Детей мы можем защитить вместе

Соблюдение прав ребенка – забота родителей и государства В какой мере ребенок защищен сегодня законом? Насколько приоритетным является для белорусского законодательства обеспечение прав и законных интересов детей? Об этом – беседа с членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Олегом ВЕЛИЧКО.

– Олег Иванович, насколько, по-вашему, соответствует требованиям дня нынешнего белорусская законодательная база по защите прав и интересов ребенка? Что можно было бы в ней изменить, дополнить?
– Совершенствованию законодательства в сфере охраны детства депутаты Палаты представителей уделяли самое пристальное внимание на протяжении всего периода своей деятельности. Сегодня действует целый ряд законодательных актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, гармоничное развитие их личности. Это Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, законы Республики Беларусь “О правах ребенка”, “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей”, “О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, “Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)” и другие. Кроме законов, это важнейшее направление регулирует целый ряд нормативных актов, где очень четко определены права и защищены интересы ребенка.
Безусловно, жизнь не стоит на месте, и нам, депутатам, необходимо чутко и своевременно реагировать на все изменения, происходящие в обществе. Чем хотелось бы дополнить наши законы по защите прав и интересов детей? Конечно, было бы хорошо увеличить, при наличии возможности, размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также обязать родителей выплачивать алименты на ребенка до получения им среднего, профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.
– Согласно Декрету Президента Беларуси, родители, чьих детей вынуждено содержать государство, обязаны возмещать расходы. Однако такие горе-родители в большинстве своем просто не хотят трудиться. Каким образом решается сегодня эта важная проблема?
– Проблему социального сиротства можно назвать не просто важной, а особенно злободневной. 24 ноября 2006 года был издан Декрет Президента Республики Беларусь №18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”. Он предполагал создание оптимальных условий для трудоустройства родителей, чьи дети находятся на государственном обеспечении. Но, к сожалению, практика применения этого в высшей степени справедливого и в то же время корректного с правовой точки зрения законодательного акта показала, что правовые нормы в отношении таких родителей необходимо совершенствовать. 5 мая 2009 года был издан Декрет Президента Республики Беларусь № 5 “О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18”. Его цель – совершенствование обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышение ответственности родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.
Согласно новому декрету вводятся нормы, предусматривающие возможность экстренного изъятия ребенка из неблагополучной семьи в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью. Совершенствуется и сам механизм трудоустройства обязанных лиц, в том числе иностранных граждан. Расширена категория лиц, подлежащих направлению в лечебно-профилактические учреждения.
За уклонение обязанных лиц от трудоустройства по судебному постановлению введена административная ответственность. Кроме того, скорректирован порядок привлечения их к уголовной ответственности за иные действия или бездействие, повлекшие неисполнение в полной мере ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей.
– Еще одна проблема – домашнее насилие над детьми. Насколько наши дети защищены законом, в том числе и от своих родителей?
– Статья 181 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье закрепила право ребенка на особую, преимущественную и первоочередную заботу как со стороны родителей, так и со стороны государства. На недопустимость насилия над ребенком указывается самым конкретным образом и в других законодательных и нормативных актах. То есть любителям “силового воспитания” своих детей было бы полезно задуматься о том, что их поступки в определенных случаях могут подпадать под действие Административного и даже Уголовного кодекса. А всем, у кого на глазах совершаются такие недопустимые случаи, необходимо, считаю, проявлять активную гражданскую позицию и тут же сообщать об этом в компетентные органы. Поймите, какие бы строгие законы мы ни приняли, никто, кроме нас самих, не защитит наших детей.
– Олег Иванович, российские друзья часто спрашивают: а правда ли, что в Беларуси планируется постепенно заменить детские дома приемными семьями? И я с гордостью отвечаю: да. Нам, белорусам, и вправду можно этим гордиться. Но как сделать так, чтобы дети попали в семьи к действительно ответственным и заботливым людям, а не к тем, кому они нужны лишь с точки зрения материальной выгоды?
– В Беларуси, действительно, в решении проблемы сиротства главным приоритетом является устройство детей-сирот на воспитание в семью. По данным Национального центра усыновления, в стране насчитывается около 30 тысяч детей-сирот, и на сегодня в интернатских учреждениях живет менее трети из них – порядка девяти тысяч детей. Остальные воспитываются в опекунских или приемных семьях и в детских домах семейного типа. Национальное белорусское законодательство предусматривает в качестве приоритетной возможность устройства оставшихся без попечения родителей детей-сирот именно на воспитание в семью. При этом семьей считается и семья приемных родителей, и опекунская семья, и детский дом семейного типа. То есть у нас в Беларуси человек, который искренне хочет взять на воспитание ребенка, может выбрать, в какой форме это сделать.
При подборе приемных родителей предъявляются достаточно жесткие требования. С ними проводятся собеседования, их тестируют, выясняют их материальное положение, наличие или отсутствие вредных привычек и другие моменты, которые могут повлиять на условия воспитания ребенка. Кроме того, согласно статье 173 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье определены случаи, когда совершеннолетние граждане не могут быть приемными родителями: если они признаны судом недееспособными, лишены родительских прав, имеют непогашенную или неснятую судимость за умышленные преступления, и прочее. При этом, конечно же, со стороны и органов опеки и попечительства, и правоохранительных органов, исполнительных и законодательных органов власти на местах осуществляется постоянный и, поверьте, достаточно строгий контроль за условиями, в которых живет и воспитывается ребенок.
Но главное, на что я хотел бы обратить внимание, – это необходимость объединения усилий всех ветвей власти и широких слоев общественности на решении одинаково актуального для каждого гражданина вопроса защиты прав и законных интересов наших детей. Оградить их от обид и сделать их жизнь устроенной и счастливой мы можем только вместе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter