Дешево и сердито?

И снова о безопасности туристических автобусов

И снова о безопасности туристических автобусов


Тысячи отпускников устремились в путь — к пляжам, ласкающим пятки волнам и южному солнцу. Черноморское побережье и в этом сезоне остается одним из самых популярных направлений. Только в пункте пропуска «Новая Гута» белорусско–украинскую границу сейчас в сутки пересекают около 100 туристических автобусов. Одни направляются к морю, другие едут за очередной партией отпускников. Как добираются до крымских, румынских или болгарских курортов? Многие выбирают автобусы. Главные достоинства: дешево и сердито. А вот все ли старенькие «Бовы» и «Неопланы» надежны? Увы, задумываются туристы об этом едва ли не в последнюю очередь.


И напрасно. Достаточно вспомнить о всплеске аварий летом 2005–го в Украине. Тогда в августе и сентябре в Барановском и Мелитопольском районах перевернулись два автобуса с белорусскими туристами, были погибшие... К сожалению, по дороге к отдыху может возникнуть множество непредвиденных преград. На интернет–форумах пассажиры жалуются на вечные опоздания, поломки в пути и прочие неурядицы. Понятное дело, не все зависит от туристов и даже водителей. Но хотя бы заранее узнать о репутации перевозчика ведь никто не запрещает.


Оперативная бдительность


«Как обычный пассажир может предупредить ЧП в дороге?» — вздыхают обреченно туристы. Но ведь мириться с подозрениями тоже не выход! Именно благодаря внимательности пассажира автобуса, ехавшего по маршруту Минск — Краков, возможно, удалось предотвратить трагедию. Эта история произошла в прошлом году на трассе Минск — Брест. Один из туристов обратил внимание на странный скрежет. Подошел к водителям, спросил: мол, все ли в порядке. Те отмахнулись: не переживай, наслаждайся поездкой. Но скрип не прекращался, и неугомонный пассажир обратился с тем же вопросом во второй раз. Ему опять посоветовали вернуться на место... Тогда турист набрал на мобильнике номер ГАИ.


На трассе автобус остановили сотрудники ДПС. Опытные инспектора сразу заподозрили неладное. Сомнения в исправности подтвердились уже на СТО: опасность была отнюдь не призрачной. «Имеются значительные повреждения несущей конструкции рамы автобуса», — резюмировали автослесари. Автобус заменили, а к перевозчику появились серьезные вопросы.


Значит, от внимательности туристов все–таки многое зависит! Но на что имеет право пассажир? Самое простое, заходя в автобус, поинтересоваться, есть ли, к примеру, у водителя лицензионная карточка.


— Это своего рода гарант безопасности пассажиров. Наличие лицензионной карточки подразумевает, что автобус оборудован согласно техническим нормам, прошел государственный технический осмотр, оснащен тахометром, есть договоры обязательного страхования, — рассказывает начальник отдела по безопасности на транспорте и лицензированию Министерства транспорта и коммуникаций Павел Божанов. — Ну а без действующей лицензионной карточки автобус просто–напросто не выпустят за границу.


Но и на трассе в любой момент его могут остановить сотрудники транспортной инспекции Минтранса, проверить, скажем, как водители соблюдают режим труда и отдыха. А перед выездом шофер проходит предрейсовый медицинский осмотр, автобус осматривает механик, о чем делаются соответствующие отметки в путевом листе. Словом, если соблюдаются все правила, то пассажир может быть полностью уверен в своей безопасности.


Транзит по правилам


Впрочем, претензии у сотрудников ГАИ к перевозчикам иногда все же возникают. В июне прошлого года по маршруту Минск — Вильнюс следовал автобус, у которого топливо вытекало из системы, а шины были сильно изношены. Страшно подумать, что могло случиться, если бы пришлось резко маневрировать на скользкой после дождя дороге. Другой водитель, направлявшийся в Хмельницкий (Украина), не имел права перевозить пассажиров. У него не было даже свидетельства об окончании курсов водителя–международника. А это недостаток квалификации со всеми вытекающими... Кстати, именно нехватка опыта может стать предпосылкой для аварии. Случается, водители–новички в спешке пытаются «нагнать» время в пути. Есть даже такое понятие — синдром трассы. Кажется, можно еще ускориться, не создавая угрозы безопасности дорожного движения. Увы, это заблуждение.


— Периодически сотрудники ДПС ловят за превышение скорости туристические автобусы, — подтверждает заместитель начальника УГАИ МВД Игорь Ваницкий. — Что делаем? Предупреждаем. Выезжаем к местам сбора туристических автобусов, разговариваем с водителями. Напоминаем, что нужно не только о выгоде думать, но и о безопасности пассажиров. Нельзя допустить, чтобы отдых для туристов завершился, еще не начавшись...


И все же поломки во время движения и аварии из–за технического состояния автобуса или безрассудного поведения водителя крайне редки. Согласитесь, мало кто отправляет в дальнюю поездку водителей–новичков. Да, иногда останавливают автобусы с незаполненным путевым листом, тахограммами. Но чаще перевозчик дорожит репутацией и не рискует. Знает, что с хитрецами разговор короткий.


— У нас есть несколько административных мер воздействия на перевозчиков. Во–первых, за незначительные нарушения транспортная инспекция Минтранса выдает обязательные для исполнения предписания. Во–вторых, решением нашего министерства приостанавливаем действие специальных разрешений (лицензий). Ну и, наконец, за грубые нарушения законодательства о лицензировании можем даже аннулировать специальное разрешение (лицензию), — перечисляет Павел Божанов.


Все на МАЗи?


Любая, а длительная поездка на автобусе тем более, требует особой подготовки. Речь о комфорте, который порой себе должны обеспечивать сами пассажиры. Кто–то запасается снотворным, кто–то обкладывается специальными дорожными подушечками. Все это издержки не только разбитых дорог, но и устаревшего автопарка. В Беларуси 1.400 перевозчиков, у которых есть 1.700 автобусов. Но какова доля новых? Увы, мизерная. Когда же старые «Неопланы» и «Бовы» уступят дорогу более современным «одноклассникам»? Тем более у нас есть свой производитель. Почему перевозчики не торопятся покупать автобусы марки МАЗ? После нескольких звонков в фирмы я установил, что претензий сразу несколько. Одна из основных: мол, технические и эксплуатационные характеристики автобусов не соответствуют требованиям.


— Но ведь это не так, — заметили на МАЗе, куда я обратился за комментариями. — К примеру, модель туристического автобуса МАЗ 251 была разработана после длительных консультаций именно с белорусскими перевозчиками в 2003 — 2004 годах. В ее конструкции заложены самые прогрессивные решения, которые применяют ведущие мировые производители. А комплектация автобуса соответствует уровню 4–звездочного лайнера по классификации Европейской ассоциации автоперевозчиков. Да, у первых образцов были некоторые недостатки. Но они после полученных замечаний были оперативно устранены.


Еще перевозчики жалуются на «узкий» модельный ряд и сомневаются, что МАЗ сможет полностью удовлетворить спрос. «Пока мы выпускаем две модели (в частности, МАЗ 152 и МАЗ 251) и несколько модификаций автобусов, которые рассчитаны на 43 — 47 мест. Они оснащены, надо заметить, двигателями стандарта Евро–3, — парировали на предприятии. — Но мы готовы расширять модельный ряд, не говоря уже об удовлетворении спроса на внутреннем рынке страны. И более того! В случае поступления заказов МАЗ готов создать автобусы повышенной пассажировместимости, оснастить их двигателями стандартов Евро–4 и Евро–5».


— Хорошо, а как же их обслуживать за рубежом? Там же нет сервисных станций МАЗа...


— И с этим проблем быть не должно, — ответили на заводе. — РУП «МАЗ» заключило договоры по сервисному обслуживанию своей техники за границей. Ну а в Беларуси работают филиалы нашего сервисного центра.


...Хм, аргументы перевозчиков теперь уже не кажутся такими железобетонными. А может, все дело просто в предубеждении? Мол, импортное заведомо лучше... Несколько лет назад было даже предложение снизить ставку таможенной пошлины для ввозимых в Беларусь туристических автобусов до нулевой. Однако инициатива поддержки не получила. Оно и понятно. Любая страна, в том числе и в Евросоюзе, защищает рынок и поддерживает своих производителей. Разве это нелогично?


Думается, двум сторонам все–таки нужно еще раз сесть за стол переговоров и предметно обсудить, какими они хотят видеть новые автобусы. В результате выиграет потребитель, то есть турист. Только так можно решить старую наболевшую проблему.

 

Фото Людмилы Пеньковой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter