Деревня, территория любви

Репортаж из села, в которое уезжают молодые горожане
Репортаж из села, в которое уезжают молодые горожане

Каблуки, светлые брюки, украшения — в сторону. Проще надо быть, на село ведь еду, значит, джинсы и старые кроссовки — самое то. Что ж, на фоне местной молодежи я, корреспондент «из большого города», таки выделилась. Оказалось, в деревне Вишов Белыничского района девчата ходят в туфельках на шпильках и кавалеры им под стать — «при параде».

«Мы и в поле можем в костюмах выходить, — хохочут они в ответ на мое удивленное «вы что, в город на экскурсию собрались?». — У нас техника современная, даже в 30–градусную жару в кабине комбайна уютно — работают кондиционеры. А в некоторых еще и видеокамеры установлены, так что все поле — как на ладони. И квартиры у нас с хорошей мебелью, техникой. Не жизнь — сказка, не зря к нам городская молодежь просится. Да вы пройдите по домам, сами увидите».

В сказки я не верю. И в то, что на село рвется молодежь из Могилева, Гродно, Бреста, не поверила тоже. Нет, есть, конечно, в деревенской жизни свои прелести, но чтобы в колхоз на работу, как в престижный вуз поступали по конкурсу, это, уж извините, из области фантастики...

«Возьмите меня, я хороший»

«Откуда звоните? Что заканчивали? Оставьте свои координаты, обязательно с вами свяжемся». Председатель СПК «Колхоз «Родина» положил трубку, кивнул нам, вошедшим, и — снова за телефон. Те же вопросы, те же ответы. Был выходной, а телефоны (и рабочий, и мобильный) у Александра Лапотентова не умолкали. Может, и правда слухами земля полнится?

«В деревню на свежий воздух из Могилева я лет 20 назад перебрался и не жалею, — говорит инженер–механик СПК Петр Шамигов. — Жилье свое, с удобствами, зарплата приличная, в магазине ассортимент — не хуже, чем в городе: хочешь — сервелат покупай, хочешь — кальмаров. И детям хорошо, сами на карманные расходы зарабатывают, не то что в городе: не каждый подросток летом подработать может. Дети это ценят, вот и мой сын отучился и вернулся».

«Лучше «Родины» нет»

Сын Петра Владимировича Сергей окончил Кличевский агротехнический колледж, Горецкую сельхозакадемию, по распределению попал в Могилев. Многие молодые специалисты мечтают закрепиться в большом городе, а этот положенный срок отработал и... попросился в родное СПК. «Лучше «Родины» нет, — уверен он. — Это вам, горожанам, почему–то кажется, что на селе молодежь поголовно безграмотная, ходит в замусоленных ватниках и пьет красное по–черному. А у нас толковых ребят с образованием хватает, и футбольный матч, и посевную есть с кем обсудить». В Вишов 26–летний Сергей приехал не один. С любимой. Светлану, выросшую в Рославле, желание будущего мужа перебраться из Могилева в деревню поначалу насторожило. Но приехала в Вишов «на экскурсию» и... влюбилась. В июне у Светы и Сергея свадьба, подарок для молодых специалистов председатель СПК уже приготовил. Предел мечтаний многих — новенький коттедж. Еще 4 миллиона рублей (везет же некоторым!) даст на мебель. Плюс первые два года колхоз будет оплачивать коммунальные услуги и вносить квартплату. В Вишове 99 процентов колхозников (каждый девятый — молодой специалист) живут в домах с удобствами. Квалифицированными кадрами хозяйство дорожит, и они стараются председателя не подводить. Даже собственную молодежную бригаду создали. Чтобы доказать опытным коллегам, что и они способны на многое. С тех пор и соревнуются.

По Сеньке и шапка

Сельчане давно поняли: несправедливо, что трудоголик и его коллега–лентяй получают одинаково, и придумали свою систему оценки труда. По итогам полугодия заполняют анонимные анкеты, напротив каждой фамилии пишут, на какую категорию, на их взгляд, человек наработал. В правлении хозяйства итоги суммируют и начисляют зарплату. Разница ощутимая: попавший в первую категорию ежемесячно получает 40 процентов надбавки, во вторую — 20. Сумма набегает приличная, в прошлом году прилежный труженик получал больше миллиона. Многим прибавляли еще 15 процентов — за хорошие работу и... поведение в быту. Те, кому премия не доставалась, пробовали спорить, мол, наша личная жизнь вас не касается, но скоро поутихли. Надоело оправдываться перед собственными детьми, недоумевающими, почему фамилии Петькиных и Ванькиных родителей есть на доске почета, а «ихней нету». Доска почета в хозяйстве на особом счету. Здесь не только имена передовиков производства, но и школьников. Так и написано: «Поздравляем родителей, чьи дети вошли в десятку лучших по итогам третьей четверти». И даже дошколенок твердо знает: его серьезный проступок может повлиять на родительский заработок. В колхозе ведь родителям за хороших детей тоже доплачивают!

Мама, папа, я...

К детям в Вишове отношение особое. По итогам четверти школьники получают «стипендию» (и дети, и их родители страшно этим гордятся). Поначалу в хозяйстве платило только отличникам, потом стали поощрять мальчишек и девчонок «за старание и прилежание». Председатель уверен: избаловать деньгами нельзя, это — прекрасный стимул, дети должны понимать, что деньги просто так не даются, их надо заработать. Они и работают. Ученической бригаде «Задоринка» СПК выделил 5 гектаров земли, на которой школьники выращивают картофель, зерновые, бобовые. Все — по науке. Тут ведь в каждом классе по два классных руководителя. Один — педагог, другой — специалист СПК. На сельхозработы школьники сами просятся, это ведь тоже заработок. Вкалывают и бескорыстно, по собственной инициативе организовывают субботники, убирают мусор, обустраивают клумбы, сажают цветы. И на хобби время выкраивают. В Вишове свой Дом культуры с кружками по интересам, спортивными секциями. А надоест в деревне, можно на экскурсию рвануть — в Могилев, Несвиж или Мирский замок. Вместе с родителями, у которых (это уж совсем из ряда вон!) даже в разгар сельхозработ есть законные выходные.

«Даже в страду люди не должны пахать от зари до зари. И тракториста, и механизатора можно подменить, главное — правильно распределить работу. К примеру, Сереге дать выходной в четверг, Мише — в субботу, — считает председатель. — Людей надо беречь и не жалеть денег на современную технику. Лет 7 назад мы первые на Могилевщине купили «Ягуар», в прошлом году — спасибо за помощь Президенту — приобрели 2 немецких кормоуборочных комбайна, заготовили за год 92 тысячи тонн измельченной зеленой массы. Планируем купить еще 2 современнейших зерноуборочных комбайна каждый стоимостью более миллиарда рублей. Колхоз, производящий в сутки почти на 40 миллионов рублей сельхозпродукции, может позволить себе такую роскошь».

Невозможное возможно

Многое могут позволить себе и работники СПК. Считай, у каждого — кухонный комбайн, стиральная машина–автомат, телевизор, видеомагнитофон, мобильник. Компьютеры колхозники тоже не только на выездных семинарах видят. Да и личных авто здесь с каждым годом все больше, пришлось даже парковку на мехдворе организовать.

Вишов вообще деревня странная. Выходной день, а пьяные по улице не шатаются, под ноги никто не плюет, окурки не бросает. Каждую бумажку даже дошколята в урну тащат, как будто и правда не знают, куда ее еще девать. Но что совсем добило: как ни прислушивалась, за полдня, которые там пробыла, не услышала ни одного матерного слова. А деревня при этом живет, у подъездов люди копошатся: рыхлят землю, что–то сажают. «Не–а, — говорят. — Не субботник. Просто обустраиваем территорию. А кто же это будет делать, если не мы». И дети какие–то подозрительно активные. Даже подростки, вместо того чтобы затихариться, попить с друзьями пивка где–нибудь за сараем, что–то мастерят, белят, красят... Все счастливы, довольны, так и тянет отыскать какой–нибудь недостаток. Оказалось, не мне одной. Пару лет назад в Вишове по инициативе одного из жителей создали службу охраны, в состав которой вошли крепкие мужики, в прошлом милиционеры. Решили, что будут «активно бороться с несунами», а вышло, что воевать не с кем. Не воруют колхозники. Зачем, когда все, что нужно, и так дадут. 5 — 6 раз в год бесплатно выделяют зерно, ежемесячно — по 6 килограммов мяса, а еще крупу, муку. Сегодня в хозяйстве у Лапотентова, к которому присоединены уже три колхоза, — 450 работников. И каждому здесь помогают, потому что помощь люди заслужили. Выходит, и правда невозможное возможно.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter