МАРТ готовит изменения в указ Президента о развитии торгового бизнеса на селе

Деревне нужен городской комфорт

Это можно заметить по очередям в гипермаркетах: активность и оживление царят нынче в торговле. Товарооборот внутри страны с начала года вырос на 9,7%. Причиной тому стали увеличение доходов населения, оживление производства товаров широкого потребления, а также снижение процентных ставок по кредитам. Как следствие, в первой половине года наши граждане пополнили свой кредитный портфель на 70% к аналогичному периоду 2017–го. Сетевые компании хорошо уловили конъюнктуру и с помощью скидок и акций сумели перетянуть денежные потоки на себя — их товарооборот с начала года поднялся почти на 15%.


Однако есть в этой бочке меда ложка дегтя — ситуация с торговлей на селе. Около 2 миллионов жителей нашей страны — сельчане, которые хотят иметь такой же уровень комфорта, как в городе. А кто у нас преимущественно торгует в деревне? Белкоопсоюз, который, к примеру, с 2010 года оптимизировал количество своих магазинов на четверть, и процесс этот продолжается. Доля потребкооперации в структуре товарооборота упала почти вдвое. Но и бизнес неактивно занимает свободные ниши. Поддержать развитие торгового и общепитовского предпринимательства на селе призван Указ Президента № 345 от 22 сентября 2017 года. Ипэшников и торговые компании освободили от налога на недвижимость и землю в 15 тысячах деревень, 66 малых городских поселениях и на 668 территориях вокруг них. Это коснулось местности, где проживают 1,1 млн человек. По данным Министерства по налогам и сборам, преференциями воспользовались 667 субъектов хозяйствования, из них 496 индивидуальные предприниматели. Открылось 1.690 магазинов и павильонов, 17 кафе и столовых. Тем не менее МАРТ недоволен: создана рабочая группа по совершенствованию позитивных начинаний. Некоторые предложения озвучил первый заместитель министра Артур Карпович:

— Выявлен ряд вопросов, которые требуют решения. Это неравномерное распределение субъектов бизнеса по регионам и неполный охват территорий действием указа. Обсуждаются предложения о внесении изменений в Указ № 345 в части распространения льгот на арендаторов. Сейчас если ты берешь в аренду торговый объект в деревне, то льготы по налогу на недвижимость и землю не распространяются.

Как выяснилось, необходима комплексная программа поддержки торговли в деревне, которая бы делала этот бизнес более комфортным и снимала некоторые экономические барьеры. К примеру, в нынешних реалиях доставка товаров автомагазинами на расстояние более 11 км, как правило, убыточна. Тарифы на электроэнергию для организаций торговли и общепита на селе непомерно высоки.

— По нашему мнению, это несправедливо, — считает А.Карпович и полагает, что стоит рассмотреть возможность расширения действия Декрета Президента № 10 о создании дополнительных условий для инвестиций и Указа № 255 о некоторых мерах господдержки малого предпринимательства с учетом проблемы качества торгового обслуживания жителей деревень и небольших поселков.

КСТАТИ

На пресс–конференции прозвучала еще и такая новость. В качестве эксперимента в отдельных районах страны собираются ограничить продажу алкоголя. Вот что сказал по этому поводу первый заместитель министра Артур Карпович:

— Вопрос обсуждался на уровне Правительства, принято решение провести на определенных территориях эксперимент — распространить ограничение на продажу алкоголя.

Эксперимент проведут для того, чтобы потом изучить, как это повлияет на сокращение уровня преступности и снижение криминальной обстановки в регионе.

— Конкретных районов я еще не видел, но что схема принята к исполнению, это да, — констатировал А.Карпович.

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter