До каких пор сотни гектаров плодородных земель будут зарастать сорняками и кустарниками?

Деньги не растут – зарастают

340 ГЕКТАРОВ сельхозземель в Октябрьском районе много лет не засеваются, заросли сорняками. Местами появились даже молодые деревца. Заброшенные поля занимают 1,3 процента всей пашни. Печально, но факт: такая бесхозяйственность обнаружена в семи из девяти хозяйств.

На землях сельхозназначения должен расти хлеб. Такую позицию государства в очередной раз подтвердил Президент во время недавнего обсуждения проектов застройки Минска и пригородов. Столица не будет расширяться за счет пашни или сенокосов. Наше главное богатство превыше всего. Но это центр страны, любые неблаговидные дела или, наоборот, бездействие — как на ладони. Однако стоит отъехать сотню-другую километров, и предстают порой иные картины.

Зимой ОАО «Восход-Каменец» Каменецкого района получило предписание ввести в оборот участок земли, где 13 лет не используются четыре помещения свиноводческой фермы. В ОАО «Агро-Заречье» пропадали с полсотни гектаров старых садов. Казалось бы, это должно стать уроком для остальных хозяйств района, чтобы они до весны навели у себя порядок. Но не тут-то было.

К началу лета у одной из ферм ОАО «Агро-Пелище» на 8 гектарах бушевали сорняки. Но если их в перспективе можно скосить, а землю пустить в оборот, то засеять участок на месте бывшей фермы ОАО «АгроТурна» вряд ли удастся. Старые здания сносили столь небрежно, что строительные отходы полностью деградировали почву. Хозяйству выписали 344 рубля штрафа. Не сомневаюсь, его уплатят. Вот только заболит ли у кого-нибудь сердце за потерянную навсегда потенциально плодородную землю, на которой мог бы расти хлеб?

Тревожит, что порой не отдельные хозяйства нерадиво относятся к земле, а почти все. В Ганцевичском районе в 8 из 10 сельхозпредприятий обнаружены 107 пустующих производственных зданий. Причем площади диких земель рядом с ними, куда по 5—10 лет не ступала нога человека, во много раз превышают размеры помещений. 

В Гомельской области пропадали более 700 гектаров. После вмешательства Комитета госконтроля две трети их стали приносить пользу. Однако напрашивается вопрос: а если бы проверяющие не увидели безобразия, не заставили владельцев обратить внимание на пустующие участки? Через несколько лет там бы вырос настоящий лес. 

Земля, как известно, приносит не только урожай, но и деньги в казну. Например, бюджет Гомеля мог бы пополниться на 3 миллиарда неденоминированных рублей. Но для этого надо было обратить внимание на 40 годами неиспользуемых участков, забрать их у владельцев и продать через аукцион.

Продолжим разговор о деньгах, но в ином русле. Можно ли рублем заставить нерадивых хозяев «возродить целину»? Оказывается, пробовали, да не получилось. Разработчики Налогового кодекса установили санкции за нецелевое использование земли — ставки налога на нее возрастают в 10 раз. Но никого это не испугало. Потому что наказание последует только в случае, если на сельхозугодьях построить, допустим, баню или гараж. А коль там вообще ничего не будет, то, простите за каламбур, за это никому ничего не будет. 

Среди пустующих земель есть и мелиорированные, которые стали снова заболачиваться. Руководители хозяйств говорят: пускай государство снова приведет их в порядок, а мы что-то посеем. Да, на мелиорацию тратятся немалые средства. Но на всех не хватает. Так, может, и самим сельхозпредприятиям стоит вложить средства в обновление почвы. Затраты быстро окупятся урожаем.

Надо совместно найти управу на тех, кто вместо семян сеет мусор или разводит кустарники и сорняки. Слегка подкорректировать законодательство. И запустение земель приравнять к нецелевому использованию. При этом дополнительные налоги брать из карманов тех, кто допускает безобразное отношение к нашему главному богатству.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter