Деньги Лидии Шукшиной мы тратили вместе…

Репортер «Р» попробовал себя в роли атташе кинозвезд на Международном кинофестивале «Лiстапад»

Разыскать  потерянную  камеру  питерской  актрисы  Бокашевской,  накормить  студенческой  едой  немецкого  продюсера  Бауман  помог...  репортер  «Р» 

Социально-звездные  прослойки 

Что такое атташе кинозвезд, я прочувствовал в полной мере во время Минского Международного кинофестиваля «Лiстапад-2007». Мне оказали высокое доверие — поработать сопровождающим гостей кинофорума. Это значит, практически неотступно следовать за ними и решать ряд вопросов по организации их жизни на фестивале. Сопровождающий — это не охранник и не прислуга, скорее консультант-помощник. Один человек курирует сразу нескольких гостей, чем, собственно, и усложняется задача. 

…Это потом звезды экрана в шелках и золоте выйдут на сцену Дворца Республики и примут участие в открытии фестиваля. А с утра, в 7.12, так, обычные люди. Группа сопровождающих на железнодорожном вокзале встречает «звездный экспресс» из Москвы. На борту — Лидия Федосеева-Шукшина, Александр Панкратов-Черный, Виктор Сухоруков, Светлана Тома, Николай Бурляев… Сопровождающие прифранченные, а вот актеры обошлись без грима. Шапки набекрень, темные стекла очков, припухшие после ночи лица — звездный десант прибыл. Все расходятся по машинам. VIP-гости — по сверкающим «мерседесам», звезды меньшего калибра — по обычным маршруткам. Социальное «неравенство» артисты ощутят и когда одни получат ключи от люкса, а другие — от обычного, среднего стандарта, номера. 

После того как первую партию киношников укомплектовали по «отсекам» в гостинице, уже нужно ехать за «свежей». На этот раз я встречал председателя международного жюри кинофестиваля 2007 года Дмитрия Месхиева и питерскую актрису Галину Бокашевскую. 

На фестивале любят повторять, что все гости приезжают сюда не отдыхать, а работать. Это аксиома. День звезд расписан по минутам — творческие встречи, официальные приемы в посольствах, пресс-конференции, гала-концерты, которые — нововведение «Лiстапада-2007» — проводились и в областных центрах Беларуси. В позапрошлом году где-то на творческой встрече, третьей за день, известный российский композитор Евгений Дога от усталости попросту заснул прямо перед зрителями… 

Шесть  мегапикселей  в  спальном  вагоне 

Артистам, конечно, нужны «няньки», которые будут за них решать большинство вопросов. Галина Бокашевская через полчаса после своего прибытия нашла меня в гостинице и слезно поведала: 

— Я забыла в вагоне свою цифровую камеру. Верните мне, пожалуйста, ее! — глаза артистки Бокашевской при этом увлажнились слезами (или мне это показалось?). — Я так хотела пофотографировать ваш город. Ведь вы найдете ее? Да-да, вы найдете ее… 

Связавшись с работниками вокзала, понял, что эту проблему можно решить только на месте. 

…В узле железнодорожных путей нахожу обозначенный вагон, а в нем кокетка-проводница возвращает ту самую цифровую камеру. Найти ее получилось довольно просто, но со стороны могло показаться, что сделать это было почти невозможно. Артистка Бокашевская потом рассказывала эту историю при каждом удобном случае — на гала-концертах, на встрече с послами, в интервью столичному телевидению. Она  даже о нашей стране и людях судила по этой ситуации: «Белорусский народ очень честный, что доказала проводница поезда №…» 

Подобных увлекательных историй у каждого сопровождающего целая обойма. Вот, например, Наталья Жлоба, чей фестивальный стаж четыре года, рассказала: 

— Как-то на одном из фестивалей я была сопровождающей у народного артиста СССР Георгия Жженова. Воскресным вечером приезжие гости во Дворце профсоюзов давали концерт, перед началом которого актер обратился ко мне. «Деточка, можно ли мне сделать чайку?» — попросил Жженов. Во дворце чая я не нашла, пришлось бежать в ГУМ, затем искать кипяток у охраны… Но при всем том, что сопровождающий хочет сделать гостю как можно лучше, получается это не всегда. Я курировала Ирину Скобцеву. На лестнице, пытаясь облегчить путь пожилой актрисы, я предложила ей держаться за меня. Однако именно мне было уготовано поскользнуться на лестнице, а известная женщина выступила в роли опоры! 

Шубка  «минус  сто» 

Среди самых почетных гостей фестиваля — Лидия Федосеева-Шукшина. И хотя я не был  ее атташе, в один из дней мы вместе отправились за покупками. 

— Хочу купить себе шубку! — вальяжным тоном произнесла кинографиня. — А то что-то все в последнее время живу для других… Народная артистка РСФСР на нашем фестивале не в первый раз. Сказала, что любит его за «отсутствие понтов». А еще за то, что он проводится в Минске, где есть много хороших магазинов. За покупками она ездит в ГУМ, ЦУМ, Ждановичи. В этом году на Западном рынке покупала шапочки и варежки своим маленьким внукам близнецам Фоме и Фоке. Старшая внучка, Аня, уже полностью самостоятельный человек. 

— Сначала Аннушка пошла по стопам мамы Маши, — поступила в иняз, — рассказывает мне и водителю актриса. — А проучившись там два курса, поняла, что это не ее и бросила вуз. Маша грозилась не давать ей денег, ограничить во всем. Внучка пошла работать и начала сама зарабатывать. Я ее поддерживала в этой ситуации. Хотят дети работать — пусть работают… 

Сама Лидия Николаевна работала и заработала много денег. Поэтому сейчас, войдя в лучший из минских магазинов меха, она, недолго думая, решила купить себе норку. В кошельке на покупку не хватило 100 долларов. Народной артистке их уступили, хоть она и не торговалась. Она работала и заработала. В придачу к деньгам народную любовь. 

«Вы  и  сами  господа!» 

Большинство сопровождающих работают на фестивале не первый год. Все они пришли сюда студентами в основном из Академии искусств, Института культуры, с журфака БГУ. Их студенческие годы в прошлом, сейчас это  продюсер на телевидении, редактор на радиостанции, актриса, ведущий менеджер на фирме… Раньше притягивало хоть какое-то соприкосновение с другой жизнью, общение со звездами. Собираться сейчас раз в год на фестивале, бросив все свои дела, стало их доброй традицией. 

А познакомиться здесь, это правда, можно с кем угодно. Меня попросили сходить с утра в номер к некоему Иосифову. Он открыл дверь, выслушал новость о за­планированных встречах и закрыл дверь. К слову, позже я узнал: это был Буратино из знаменитого белорусского кинофильма. 

Если посмотреть на идущих рядом актеров и их атташе, сказать трудно, кто есть кто. Однажды вечером мы возвращались с конкурсного показа хорошего чешского фильма «Как я обслуживал английского короля». Я принял на борт маршрутки киношную братию, которую должен был доставить в гостиницу. Среди знакомых лиц гостей фестиваля какой-то неопознанный мною человек. Подумал: может, чей знакомый решил прокатиться со звездами? Оказалось, он и сам звезда, главный актер посмотренного только что фильма Иван Барнев. Это я тоже позже узнал. 

Интересно наблюдать, как многие артисты, наверняка привыкшие разъезжать на «феррари», дружно погружались в  обычные маршрутки. 

Как-то раз я сопровождал в кинотеатр Бориса Грачевского, худрука «Ералаша», где он представлял детишкам новые смешные короткометражки. Мы подошли к маршрутке, я учтиво задаю ему вопрос: «Где вы присядете?» Он бросает в ответ: «А какая разница? И там, и там ведь неудобно!» 

Гости разные бывают. Кто-то требовал, чтобы я не отходил от них ни на шаг. Другие, наоборот, поражали своей независимостью. Латышские гости, режиссер Юрис Пошкус и актриса Мадара Мелберга, большей частью время проводили в гостиничном бассейне, отклоняя при этом остальные приглашения. 

А Александр Михайлов (главная мужская роль в фильме «Одиноким предоставляется общежитие») в прошлом году на посту охраны во Дворце профсоюзов встретил своего полного тезку Александра Яковлевича Михайлова! Но это приятная неожиданность. Случается, происходят и незапланированные ЧП. 

— Пару лет назад на фестиваль приехал польский актер Михаил Левандовский. И уже здесь, в Минске, он сломал ногу, — рассказывает сопровождавшая его Наталья. — Ему наложили гипс, а мне пришлось искать шлепанцы, чтобы актер мог хоть как-то ступать на землю. Я все время помогала ему передвигаться. 

Сметанники  и  морковный  сок 

Повезло мне быть атташе у немецкого продюсера — представителя «German film» в странах Восточной Европы Симоны Бауман. С ней у меня завязались особенные, дружеские, отношения. Симона училась в Ростове-на-Дону, поэтому русским языком она владеет свободно. За две недели в среднем она бывает в четырех странах, у нее везде друзья, у нее «фсегда фсе харашо». Кажется, даже если кто-то ей наступит на ногу, она скажет «фсе харашо», улыбнется — и вмиг своим обаянием принудит этого кого-то вытереть ей обувь. О таких говорят «харизма, или божественная благодать». 

Любознательная женщина решила познакомиться с Беларусью основательно. Личный транспорт? Не в почете, ведь нужно прокатиться в автобусе, метро, изучить обычные магазины… Продюсеру все понравилось: «Ваша страна напомнила мне Советский Союз в его лучшем проявлении». 

 Я угостил немецкого продюсера сметанниками с морковным соком, которые мы ели, идя по проспекту. «Фсегда фсе харашо!» — повторяет продюсер, и я не смог усомниться в этом,  даже когда получил за свою службу на фестивале 90 тысяч белорусских рублей... 

На снимке: Борис Галкин, Галина Бокашевская и автор. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter