Деньги из воздуха

На мировом рынке появился ходовой товар — квоты на выброс вредных газов. Минимальная цена — 5 — 7 долларов за тонну.
После вступления в силу Киотского протокола на мировом рынке появился ходовой товар — квоты на выброс вредных газов. Минимальная цена — 5 — 7 долларов за тонну.

Экология — это уже давно большая политика. Доказательство тому — ближайшая встреча «большой восьмерки». Тони Блэр, который этим летом будет принимать высоких гостей под Эдинбургом, едва ли не главным пунктом в повестке саммита собирается сделать проблему выбросов в атмосферу.

Хотя для простого обывателя парниковые газы и потепление климата — что–то из одной оперы, а некоторые готовы свалить в эту кучу и цунами в Азии, и нашествие комаров на даче, наука до последнего времени не была едина на этот счет. Тем символичнее и значительнее шаг, на который перед саммитом пошли академии наук всех восьми «больших» стран. Ученые обратились к своим политикам с требованием принять срочные меры по выбросам в атмосферу. К ним присоединились коллеги из Китая, Индии и Бразилии.

Акция беспрецедентная по нескольким причинам, но главное — к общему хору присоединились американцы. Когда Джордж Буш объяснял, почему США не присоединятся к Киотскому протоколу, то ссылался на мнение своих ученых: мол, никто еще не доказал, что именно выбросы в атмосферу провоцируют потепление на Земле.

Тем не менее проблема поставлена: протокол — это не только большая политика, но еще и большая экономика. На память сразу приходят слова советника российского Президента о том, что Киото — это «экономический Освенцим». Выбросы в атмосферу — это, бесспорно, вредно. Но кто скажет, что закрыть, к примеру, какой–нибудь «нечистоплотный» химический завод и уволить его работников — менее вредно?

Беларусь, как известно, пока не присоединилась к Киотскому протоколу. Хотя нам, по крайней мере сейчас, вроде бы бояться нечего. Смысл документа в том, что в качестве ориентира или лимита взяты выбросы 1990 года. Если большинство стран по этому показателю шагнули далеко вперед, то мы, наоборот, сегодня выбрасываем в атмосферу где–то наполовину, или более 40 млн. тонн, вредных газов меньше.

В последнее время в направлении присоединения к Киотскому протоколу у нас происходит заметное оживление. Сейчас готовится весь пакет документов. Директор научно–исследовательского центра «Экология» при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Олег Белый считает, что присоединение дает нам два преимущества. Во–первых, Беларусь получит доступ к передовым западным технологиям, которые одновременно являются энергосберегающими. Во–вторых, мы сможем торговать квотой (те самые 40 млн. тонн, которые мы «недовыбрасываем»). Минимальная цена на мировом рынке — 5 — 7 долларов за тонну. Он считает, что наша страна «фактически из воздуха» могла бы делать порядка 350 миллионов долларов в год.

Впрочем, не все разделяют эту оптимистическую точку зрения. Директор Института проблем использования природных ресурсов и экологии НАН академик Владимир Логинов не верит в то, что в ближайшем будущем Беларусь может заработать на торговле квотами. Не стоит забывать, что наша экономика растет, и не повернется ли ситуация с квотами к нам другим боком? Дышать чистым воздухом хорошо, но еще лучше делать это на сытый желудок... Так что экологам нужно призвать на помощь математиков, чтобы не ошибиться в подсчетах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter