Деньги из мусора

После введения платы за утилизацию отходов смазочные масла подорожают на 3 %, холодильники и стиральные машины — на 0,3 %, а минеральная вода — на Br 20...

После введения платы за утилизацию отходов смазочные масла подорожают на 3 %, холодильники и стиральные машины — на 0,3 %, а минеральная вода — на Br 20.

В начале августа в силу вступил Указ Президента № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления». «Этот документ фактически является инструментом введения в республике принципа расширенной ответственности производителей товаров, который уже около 20 лет применяется в странах Евросоюза», — так охарактеризовал его заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Шагун. Подобные схемы работы у нас в Беларуси существовали и ранее, но они носили налоговый характер. Производители и поставщики тары уплачивали экологический налог за пластмассовую и стеклянную упаковку, тару на основе бумаги и картона. Недавно с целью упрощения налогового законодательства этот вид сборов был отменен, и сейчас налаживается несколько другая система работы.

По порядку рассчитайтесь!

В Минжилкомхозе уверены, что новое законодательство позволит привлечь в эту сферу дополнительные средства, причем в первую очередь это коснется самого проблемного вопроса — обращения с отходами потребления. Ведь, согласно данным Минприроды и охраны окружающей среды, в прошлом году их образовалось более 3,5 млн. тонн. Еще примерно 4 млн. тонн коммунальных отходов, как ожидается, будет собрано в текущем году. При этом, как правило, лишь четверть из них получает «вторую жизнь» — идет в переработку. Это не может не вызывать как экологической, так и экономической обеспокоенности.

Теперь же производители и импортеры обязаны применять меры по сбору отходов своих товаров. Для большинства выпущенной на рынок республики продукции установлена норма в 10 % от общего объема. Что касается тары на основе бумаги, картона, стекла, пластмассы, масла, шин и камер для транспорта, то здесь установлен норматив сбора, равный 30 % от произведенного. Если же субъект считает, что самостоятельно собирать ему сложно, накладно и вообще это не его функция, то вправе перечислить определенную сумму на расчетный счет специально созданной Министерством ЖКХ некоммерческой организации «Оператор вторичных материальных ресурсов», которая и будет осуществлять всю координацию деятельности в этой сфере, согласно постановлению Совмина № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 года № 313». Размер платы, отмечают специалисты, невысок: это 0,3 % стоимости бытовой техники, от 1,5 % до 3 % за батарейки, ртутные лампы, термометры, машинное масло и смазочные материалы, автомобильные шины, порядка Br 500 тыс. — за тонну пластмассы, Br 250 тыс. — за тонну стекла, Br 70 тыс. — за тонну бумаги и картона. Переведя это в реальные цифры, получим, что, например, ПЭТ-бутылка подорожает на Br 20, стеклянная — на Br 80—100. Но эксперты считают, что новый подход не дает возможности резко и сильно поднять цену на товары и продукцию.

«Если бы мы положились на то, что рынок сам установит плату, могли бы получить большие перекосы. У нас появится спрос, а предложение ограничено. В результате значительно вырастет стоимость услуг, пока деятельность не стабилизируется на определенном уровне. Поэтому сначала будем строить систему сбора, а потом, возможно, будут другие подходы. Оператор — это наш инструмент, чтобы обеспечить выполнение заданий с минимальными затратами и максимальной выгодой для страны, — прокомментировал появление новой структуры Анатолий Шагун. — Принятие такого оптимального варианта связано с не очень удачным прежним опытом. Ведь заключение договора по сбору отходов с третьим лицом само по себе не является выполнением обязанностей, которые все равно остаются на производителе или поставщике. К сожалению, были недобросовестные «посредники», отчитывавшиеся на бумаге о больших объемах работы, но при проверке данные оказывались фиктивными. В результате к производителям и поставщикам применялись санкции за неисполнение своих обязанностей».

Полученные оператором средства будут выделены в качестве компенсации тем юрлицам и индивидуальным предпринимателям, которые занимаются сбором отходов товаров и тары, а также дальнейшей их переработкой. Указ предусматривает и предоставление налоговых льгот по земельному налогу и аренде за земельные участки для таких организаций. Как ожидается, увеличится количество контейнеров для раздельного сбора коммунальных отходов, сама деятельность станет более прибыльной и экономически выгодной.

В целом же решение по объемам и направлениям расходования средств будет принимать правительство.

Кстати, обязанность по сбору наступает с 1 августа. Внесение же платежей — ежеквартальное. Но фактически отчетным периодом является полугодие. За это время юридические лица и индивидуальные предприниматели должны отчитаться оператору о тех объемах товаров, которые они выпустили на рынок, и о тех объемах отходов, которые они собрали самостоятельно или за что они заплатили оператору. «Необходимость заключения договоров, если предприятия намерены платить, наступает с 1 августа, и до 20 октября у них есть время, чтобы подготовиться, уяснить определенные вопросы применения указа и постановления правительства. Плюс еще 3 месяца, чтобы окончательно сформировать свои обязательства и правильно отчитаться. Таким образом, есть почти 5 месяцев до окончательного времени расчета, — рассказывает замминистра ЖКХ. — Желающие получить льготу по земельному налогу до конца квартала могут уведомить оператора о виде деятельности, получить выписку из реестра организаций и дальше производить расчет за землю с учетом вычета». Примечательно, что для заключения договора с оператором необязательно ехать за тридевять земель: саму форму можно найти на сайте координирующей организации или Минжилкомхоза. Достаточно будет ее скачать, заполнить и прислать на адрес оператора. При подаче уведомления о регистрации можно попросить выслать договор по почте.

По предварительным данным, новые требования затронут от 1 до 2 тыс. юрлиц, участие в сборе отходов товаров для которых станет обязательным. Количество импортеров оценить сложнее — цифры меняются в зависимости от экономической ситуации в стране. Но и здесь их число может доходить до 1,5 тыс.

Толчок к развитию

При подготовке документов, как отмечают специалисты, учитывался мировой опыт. Например, в Евросоюзе принята программа, согласно которой к 2020 году на полигонах должно захораниваться только 5 % образующихся отходов. Все остальное — отправляться на переработку. Перед нашей же республикой стоит задача к 2015—2020 годам выйти на 75 % использования коммунальных отходов. «У нас есть госпрограмма по сбору и заготовке вторичных материальных ресурсов на 2009—2015 годы. Она сейчас внесена на рассмотрение Совмина в скорректированном виде. В частности, предусматривается увеличение объемов сбора. Так, по 2015 году прирост сбора макулатуры должен составить 68 % к прежней цифре, полимерных материалов — 23 %. Планируется, что мы обеспечим потребности своих перерабатывающих предприятий в отходах бумаги, стекла, полимеров, создадим новые производства. Например, по переработке шин, батареек и элементов питания, многокомпонентной упаковки типа тетрапак, ртутьсодержащих отходов и элементов сложнобытовой техники», — говорит Анатолий Шагун.

Кстати, создание новых перерабатывающих производств — еще одно направление, куда будут отчисляться финансы, в том числе и от оператора. И тем не менее отдельные технологии использовать пока дорого, тот же завод по сжиганию мусора с получением тепловой энергии мощностью 100 тыс. тонн в год может стоить от € 100 млн. до € 200 млн. Так что в Минжилкомхозе ориентируются в первую очередь на использование органической части отходов для получения растительных грунтов и озеленения, для производства тепловой и электрической энергии. В Беларуси уже сегодня реализуется ряд пилотных проектов по использованию свалочного газа, метана, который образуется в толще полигона после захоронения отходов. Первый такой проект реализован в Минске на закрытом Тростенецком полигоне, где работает установка, перерабатывающая энергию и подающая ее в сеть. Есть и другие подобные объекты, которые находятся на различной стадии реализации. «Главное здесь — строительство надежных с экологической точки зрения объектов захоронения, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду», — подчеркнул замминистра жилищно-коммунального хозяйства.

Кстати

В перечень товаров, за утилизацию которых должны отчитываться производители и импортеры, не вошли легковые автомобили. «Россия вступила в ВТО и будет применять утилизационный сбор. Так что фактически этот вопрос на сегодня решен для России, Беларуси и Казахстана, которые входят в Таможенный союз. Поскольку этот вопрос для России достаточно существенный, как, впрочем, и для Беларуси, то регулировать его в указе и постановлении правительства без трехсторонних консультаций и выработки единого решения мы посчитали нецелесообразным. Поэтому по автомобилям сегодня действует другая схема: Россия вводит утилизационный сбор на автомобили, Беларусь и Казахстан самостоятельно берут на себя все издержки по утилизации автомобилей», — пояснил Анатолий Шагун.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter