День в женском ЛТП

Декрет  № 18   действует   не   только   на   свободе...

Декрет  № 18   действует   не   только   на   свободе...

Взыскание средств с нерадивых родителей на содержание государством их чад — дело непростое даже на воле. А как взыскиваются платежи с тех, кто находится в местах ограничения свободы? С таким вопросом я обратился к могилевскому прокурору по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях Владимиру Годунову. 

— Я как раз собираюсь с проверкой в ЛТП-2, что в Горках. Поехали со мной, там все на месте и узнаете. 

Грешно было отказываться от такого предложения. 

По дороге я многое узнал об учреждении, которое мы собирались навестить. Лечебно-трудовой профилакторий № 2 располагается не в самих Горках, а километрах в 12 от них и является единственным в республике учреждением подобного рода для женщин. Общее количество его обитательниц составляет более 230 человек, причем каждая пятая из находящихся там дам лишена родительских прав и подпадает под действие Декрета № 18. О том, как проводится в ЛТП работа по взысканию средств, мне и предстояло узнать по прибытии. Зная о том, какие заработки в подобных учреждениях, я с трудом верил Владимиру Николаевичу, отметившему, что эта работа ведется там вполне успешно. 

Если бы не колючая проволока поверх забора и не контрольно-пропускной пункт, это учреждение вполне можно было бы назвать просто профилакторием. Все чистенько, аккуратно. Побелено, покрашено. Большие комнаты на 12—14 человек. Строго заправленные металлические кровати, прикроватные тумбочки, чистота идеальная. Ну а то, что это все-таки женская обитель, выдавали многочисленные цветы в горшочках и всякого рода украшения типа макраме. Уют комнатам придавали и современные цветные телевизоры в каждой из них. 

— Мы стараемся сделать все, чтобы женщины, сознавая, где они находятся, чувствовали себя при этом в достаточной степени комфортно и имели какой-то налаженный быт. Все-таки время пребывания здесь минимальное – полгода. И их нужно прожить достойно. 

Эти слова и позиция начальника ЛТП полковника внутренней службы Анатолия Котова многое объясняют. Отсюда и отсутствие жалоб на содержание и питание за все три года существования заведения, и та спокойная и деловая атмосфера, царящая всюду, где нам пришлось побывать. Было понятно, что за всей этой обустроенностью и порядком стоит каждодневный напряженный труд, в общем-то, немногочисленного коллектива ЛТП – 20 человек, из которых четверо медики. Работы всем, конечно же, хватает. 

— Контингент к нам поступает самый разный и в социальном плане, и возрастном, да и здоровье у всех разное. Степени заболевания тоже, — рассказывает исполняющая обязанности главврача ЛТП Зоя Зеренкина. – У молодежи, которой у нас тоже, к сожалению, достаточно, обычно первая стадия заболевания. Она  самая легкая и хорошо поддается лечению. Со старшим поколением сложнее. 

Мне довелось лично пообщаться с двумя представительницами разных поколений, находящимися во время нашего визита в заведении. Это 20-летняя дневальная Лена из Могилева и
55-летняя минчанка Надежда Ростиславовна, совсем недавно ставшая бабушкой и остающаяся при этом матерью четверых детей, двоих из которых в ее отсутствие воспитывает и содержит государство. Причина, по которой обе наши знакомые оказались без материнских прав в заведении, одна – пьянство, и, надо думать, достаточно интенсивное, если уж их отправили на лечение по ходатайству родных. На мой вопрос о будущем обе вполне оптимистично ответили, что все будет нормально, с алкоголем они покончили, а в социальной адаптации рассчитывают на помощь ЛТП и местных властей. Расчеты эти небезосновательны, так как руководство лечебно-трудового профилактория не просто по истечении срока и достижении положительного результата в лечении выпускает своих пациентов на волю, но и сопровождает их до места следования, где передает с рук на руки органам внутренних дел и представителям исполнительной власти, которые обязаны позаботиться об их дальнейшей судьбе, в том числе и трудоустройстве. Это позволяет сразу же решать вопрос о возмещении средств на содержание детей. Но это уже на воле. А как же ЛТП? Неужели все 54 нерадивые мамаши исправно трудятся и достаточно зарабатывают, чтобы покрыть все государственные расходы на содержание их чад?

— Трудятся все, и подавляющее большинство – те, у которых один или два ребенка, — расходы возмещают. Но у нас есть матери, лишенные прав, у которых по трое и четверо детей. И чтобы их содержать, они должны зарабатывать больше, чем мои офицеры. Найти им такую работу, как вы сами понимаете, в условиях районного центра дело нереальное, — пояснил начальник ЛТП. 

Анатолия Никифоровича можно понять. То, что большинство его сомнительного контингента оказалось все же платежеспособным, – это и его личная заслуга, и правильная позиция отдельных организаций города, где трудятся его подопечные. Это, в частности, УКПП  «Коммунальник» и ОАО «Строитель», где заработной платы женщинам из ЛТП хватает на уплату средств на содержание детей и что-то еще остается на личные нужды. В эти организации руководство лечебно-трудового профилактория и старается устроить в первую очередь женщин, лишенных родительских прав. Но таких организаций всего две, и рабочих мест на всех не хватает. Так, может, стоит расширить собственное швейное производство и попытаться там поднять уровень зарплаты? Но для этого нужно, как пояснил Анатолий Котов, не только приобрести новое оборудование, но и получить большие заказы, выход на которые местные власти пока не спешат предоставить. Да и на приобретение нового швейного оборудования денег у ЛТП, живущего в жестких условиях самоокупаемости, тоже нет. Так что без помощи извне явно не обойтись. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter