Референдум в Курдистане может взорвать весь Ближний Восток

День неизбежности

В сентябре, а если точнее — 25-го числа, в курдских провинциях Ирака пройдет референдум о независимости, который, возможно, поставит точку в многовековой, по мнению курдов, несправедливости в отношении их народа. По предварительным оценкам, число проголосовавших «за» может составить примерно 90%, что означает образование независимого курдского государства и, как следствие этого, изменение никем пока не отмененных официальных границ Ирака.

Фото newstut.ru
Курдистан обязан независимостью вторжению США в 2003 году и разгрому режима Саддама Хусейна. Референдум мало что решит. Ирак уже фактически разделен на три части — курдскую, суннитскую и шиитскую. Идея американцев дать права меньшинствам, которых диктатор держал в ежовых рукавицах, ни к чему не привела: племена, кланы и этнические общности между собой передрались, а курды в течение всего этого времени медленно шли к независимости. 

Создание независимого Курдистана, как бы это пафосно ни звучало, — исполнение давнишних чаяний народа. Курдский вопрос повис в воздухе еще с Первой мировой войны: союзники по Антанте в дипломатических документах 1914—1917 годов всерьез обсуждали судьбу курдов на территории доживавшей свое турецкой империи. Севрский мир 1920 года должен был создать курдское государство, но победившая революция Ататюрка перечеркнула эту идею. Скажем так, на первый раз не получилось. 

А сейчас должно получиться. Это — второй подобный референдум. Первый проходил в 2005 году по инициативе общественных объединений. Тогда 99% населения высказалось за независимость. Нынешнее же волеизъявление организовано уже властями. 

Естественно, Багдад будет против референдума. Но его мало кто спрашивает. Пешмерга считается одной из самых боеспособных сил в регионе, с опытом боевых действий. Без этих отрядов иракская армия почти ничего не стоит. В самом же Багдаде не все спокойно: идет постоянная борьба за власть, успешно скрываемая нынче войной с «Исламским государством». 

Похоже, на Ближнем Востоке рождается новое государство. Пока оно будет существовать в границах тех территорий, которые находятся под контролем курдов: север и северо-восток Ирака, включая нефтеносный Киркук и йезидский Синджар. С независимым Курдистаном готовы работать США, Россия, Саудовская Аравия, ФРГ. Они уже имеют прочные экономические и политические контакты с Эрбилем. 

Противниками курдской независимости однозначно будут Турция и Иран. Из собственных интересов, во избежание восстаний в своих курдских провинциях. Но чтобы что-то противопоставить независимому Курдистану, прежде всего Тегерану и Анкаре придется преодолеть собственные разногласия. 

К независимому Курдистану едва ли потянутся иранские и турецкие курды. Рабочую партию Курдистана (РПК), сражающуюся в турецких провинциях, в Эрбиле не жалуют. В Иранском Курдистане ситуация сейчас стабильно спокойная, а «Стражи революции» пока способны подавить любое восстание внутри страны. 

Сирийский Курдистан (Рожава) на данный момент тоже не сможет присоединиться к Курдистану Иракскому. Курдские территории в Сирии клином разделяют отряды сирийской оппозиции, контролируемые из Анкары. Да и лидеры в Рожаве вряд ли пойдут под Эрбиль, сдав собственную власть клану Барзани. Таким образом, в ближайшее время мы сможем стать свидетелями рождения нового государства — независимого Курдистана — в границах северных иракских провинций. 

Курдская тема сейчас весьма злободневна пока только для Европы — там живет многочисленная курдская диаспора, то и дело пополняемая волнами беженцев. Но вскоре эта тема станет актуальна и для Беларуси. У нас в стране тоже появляется курдская община. Пока ее численность невелика: по неофициальным сведениям, около десятка человек. Вроде бы совсем мало, но это пока. А с общинами надо работать государственным органам. Соответственно, практическая работа требует теоретических знаний. Но здесь появляется проблема. По ряду причин, объективных и субъективных, после фундаментальных трудов классика советского и российского курдоведения Михаила Лазарева с 2000-х годов к этой проблеме в постсоветском востоковедении не обращался практически никто. Только в этом году, буквально пару недель назад, в БГУ была защищена дипломная работа о месте Эрбиля и Рожавы в современной европейской политике. Хотелось бы, чтобы этот маленький эпизод превратился в тенденцию и молодые люди не уходили из перспективной и актуальной отрасли. Но это уже другая история. 

sheveliov@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter