Дело пахнет... перегаром

Есть ли лекарство от пьянства на производстве?
Есть ли лекарство от пьянства на производстве?

На могилевском предприятии «Вяснянка» умер сантехник... Его, человека со слабым здоровьем, не должны были допускать к работе ночью, но допустили. Но главная причина смерти все же не в этом: он пил во время дежурства. В совхозе «Забелышино» Хотимского района тоже на работе умер сторож. «Переборщил»: в крови оказалось 4,5 промилле алкоголя. На автобазе «Водстрой» в Могилевском районе нетрезвого рабочего убило током. Монтажник могилевского общества с дополнительной ответственностью «Техноинтелстрой», работая после пьянки, упал с высоты и разбился насмерть.

К сожалению, сегодня подобными происшествиями никого не удивишь. Люди на работе выпивают, и пока панацеи от этой беды не найдено. Конечно, с пьянством на предприятиях во всех регионах страны воюют по–всякому: нарушителей и их руководителей увольняют с работы, лишают премий, стыдят на собраниях, время от времени фамилии тех, кто не может обойтись без бутылки, появляются в местных газетах. Увы, все бесполезно. Может быть, если жесткие меры ничего не дают, пора менять подходы?

Но ведь есть коллективы, где выпивающих увещевают и уговаривают. Их кодируют за счет предприятий, ремонтируют им печи и электропроводку силами сельсоветов, чтобы, не дай Бог, не замерзли от холода и не задохнулись в дыму. Есть даже примеры, когда «завязавшим» гарантируют премии и надбавки к зарплате. Вот только закодированные нередко раскодируются, а «завязавшие», как правило, срываются, и все остается по–прежнему. Что же делать?

Откровенно говоря, не все руководители даже пытаются бороться со злом. Иные и не замечают, что рабочие ходят по цехам нетвердой походкой. У других горит план и ставить к станку некого, поэтому ставят тех, кто есть.

Вальцовщик с «Белшины», выпив, получил тяжелую травму движущимися деталями станка, оказавшегося почему–то без ограждения. Нетрезвый рабочий ДРСУ–56 ОАО «Автомагистраль» Бобруйска взялся пилить брус на неисправном оборудовании. Отскочившая доска сильно ударила его в живот. Безответственно отнеслись к плотнику на Кличевской ПМК–258: ничему не обучив, отправили работать с характерным запашком перегара. Бедолага свалился с лестницы почти с трехметровой высоты.

...На борьбу с пьянством в стране тратятся большие средства, а результаты гораздо скромнее, чем хотелось бы. Может, есть смысл перенять какой–нибудь новый сверхэффективный метод за рубежом? Ведь пьянство на рабочих местах — отнюдь не только «славянская» проблема, как принято почему–то считать...

Но вот штудируем зарубежную прессу и Интернет... «Находки» у европейских спецов по пьяным ЧП, прямо скажем, весьма спорные. В Швеции, к примеру, от местных «алконавтов» устали настолько, что решили больше... не штрафовать и не стыдить выпивающих на работе. Если пьянице и вздумается явиться на службу нетрезвым, никакими карами это ему не грозит. Скорее всего, работодатель просто вызовет такси и заботливо отправит нарушителя домой: что толку беседовать с пьяным? Правда, на следующий день серьезный разговор между руководителем и подчиненным все же состоится, но ругать выпивоху опять же не станут: отнесутся с вниманием и участием, будут выяснять причины, по которым человек катится на дно, попытаются помочь. Кстати, уволить сотрудника за пьянство в Швеции почти невозможно. Здесь и так слишком много людей, предпочитающих сидеть на социальном пособии, поэтому теми, кто желает работать, весьма дорожат. И вот результат: почувствовав безнаказанность, многие шведы перестали стесняться пить на работе.

А в Дании выпивохи вообще перешли в наступление. Пару лет назад рабочие нескольких предприятий угрожали работодателям забастовкой, когда те, заботясь о росте производительности труда, попытались запретить выпивать в рабочее время. На протяжении многих лет в 75 процентах рабочих столовых страны свободно продавалось пиво, а когда количество «хмельных» столовых пошло на убыль, персонал взбунтовался.

Рабочие одной из датских пивоварен пошли еще дальше: потребовали разрешения выпивать до шести кружек пива в день прямо в цехах, не дожидаясь перерыва. Более того, они своего добились. Во Франции злоупотребление алкоголем признано национальной проблемой, около 70 процентов населения страны употребляет алкоголь, в том числе на работе. Растет число приверженцев крепких спиртных напитков в Англии... Что уж говорить о России и многих других постсоветских странах...

Получается, учиться в зарубежье, что ближнем, что дальнем, вроде и нечему. Тогда остается только искать свои, оригинальные пути борьбы с пьянством и на работе, и в быту. Может, найти новые «рецепты» смогут сообща руководители предприятий, медики, милиция? Есть надежда, что какие–то интересные мысли придут в голову бизнесменам–производственникам, ведь они, как известно, люди креативные. Давайте продолжим этот серьезный разговор на страницах «СБ».

Геннадий НИКОЛАЕВ, ведущий госинспектор областного управления департамента государственной инспекции труда,

Ирина МЕНДЕЛЕВА, «СБ».

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter