Дело не в деньгах?

Усвоение знаний учитель должен мотивировать своим примером

Усвоение знаний учитель должен мотивировать своим примером

В недавно опубликованном  в “Народной газете” интервью с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Геннадием Пальчиком “Самый главный капитал” было затронуто множество проблемных моментов современного образования.
А какой видится ситуация в белорусской школе простому сельскому учителю? В Яршевичской средней школе в Воложинском районе 26-летний Павел Хилькевич преподает биологию и географию уже четвертый год.

О трудностях и плюсах его работы, о престиже профессии учителя, о необходимости технических новинок в сельской школе мы и поговорили.

И швец, и жнец...

Начинаем знакомство с Павлом Леонидовичем мы с традиционного вопроса: почему вы решили стать учителем? Даже для городской школы мужчина-преподаватель — это редкость, что уж говорить про село. Оказалось, родился Павел не в деревне, а в городе Воложине. В юности увлекался спортом, параллельно участвовал в олимпиадах по разным предметам и мечтал стать психологом. Но все же выбор пал на профессию педагога, во многом под влиянием любимой учительницы Натальи Юрьевны Кандер, которая тогда преподавала в СШ № 2 биологию. При поступлении Павел в итоге выбрал БГПУ имени Максима Танка и по распределению вернулся работать в свой родной район. Его школа расположена в тридцати километрах от Воложина. Каждый день приходится ездить туда на машине.

— Во время практики в университете я успел поработать и в гимназии, и в лицее в столице. Конечно разница между городом и селом есть — делится педагог. — У большинства деревенских детей невысокая мотивация к учебе, они видят мало положительных примеров вокруг себя. Я стараюсь объяснить своим ученикам, что в какой бы семье ты ни жил, нужно стремиться добиться большего, чем твои родители.

Еще одна особенность сельской школы — малокомплектные классы: в каждом из них в нашей школе от четырех до девяти человек. Иногда даже приходилось вести уроки в интегрированных классах, то есть объяснять материал обычным детям и тем, кто занимается по спецпрограмме.

Для меня самая сложная часть работы учителя — это работа с семьями. Я классный руководитель. Помимо уроков в школе приходится посещать семьи моих учеников, а они бывают разные, есть и неблагополучные, где детям практически не уделяют внимания. Учитель может воспитывать детей, но как я воспитаю взрослых? Если не захотят со мной говорить, могут и дверь не открыть. А комиссия из школы должна проверить и исправность печного отопления, и электропроводку. Но я не специалист в этой области! А проверить нужно все — вплоть до наличия фликеров. Если что-то случится, в первую очередь спросят с классного руководителя. Во время учебы я даже не предполагал, что придется этим заниматься.

Многое меня, конечно, удивляло во время встреч с родителями. Люди и на селе живут по-разному: у кого-то нормальные условия, у других в доме беспорядок. Мне кажется, в деревнях люди все же более отзывчивые и у них все еще сохранилось уважение к учителю. Но в то же время отношение в обществе к нашей профессии меняется. Если раньше учитель был эталоном ума и порядочности, особенно в сельской местности, то сейчас все считают, что в педагогические вузы идут те, кто окончил школу с невысокими оценками и набрал минимум баллов на централизованном тестировании. А если ты не специалист в своем деле, чему можешь учить других?

Вторая смена

— Не жалеете о своем выборе?

— Я считаю, что профессию выбрал правильно, работа с детьми — это мое. Мужчине в школе работать намного проще, дети меня лучше воспринимают, мне легче установить дисциплину в классе. Конечно не обходилось без конфликтов. Бывало и такое, что ученики пытались меня подловить: найдут в энциклопедии интересный факт и спросят. Но это быстро закончилось.

В то же время из-за некомплекта учителей доводится иногда быть мастером на все руки, а также помогать решать хозяйственные вопросы в школе.

Изменит ли ситуацию повышение зарплаты педагога в школе? Я думаю, дело не только в этом. Нужно прежде всего менять общественное мнение, повышать престиж профессии. Сейчас в школе работает много пенсионеров, а вот молодежь уходит. Вместе со мной распределилось в район двадцать пять человек, а осталось работать четырнадцать.

У меня тоже есть семья, которую нужно обеспечивать, поэтому не исключено, что и я поменяю профессию, несмотря на то, что она мне нравится.

Планшет vs книга?

— Поможет ли, на ваш взгляд, дистанционное обучение с лучшими педагогами улучшить качество образования в сельских школах?

— Если нет мотивации, дистанционное обучение не поможет. На освоение знаний прежде всего должен мотивировать учитель своим примером. Я, к слову, очень много читаю дополнительной информации по своим предметам, стараюсь развиваться сам. Аккуратность, тактичность, воспитанность — все это дети должны видеть хотя бы на примере своего наставника.

Планшет — не главное, ребенок и по книге все выучит, если захочет. Компьютеры дома и мобильные телефоны есть далеко не у всех моих учеников, некоторые даже не умеют набирать текст в самой распространенной программе Word.

Когда погода хорошая, я стараюсь больше уроков проводить на свежем воздухе. В этом плюс работы в сельской школе. Вместе с учениками мы выходим в лес, собираем коллекцию насекомых, иногда устраиваем настоящие походы. У детей появляется азарт, это своеобразная охота. Кроме того, я увлекаюсь фотографией, и вместе с учениками мы учимся снимать природу, а потом участвуем в конкурсах. Приятно получать награды — диплом за участие в районном конкурсе “Юность. Интеллект. Будущее”, почетная грамота за третье место в областном этапе конкурса “Энергия и окружающая среда”, третье место в области за участие в “Энергомарафоне-2012”, призовое место за видеоролик  “Спадчына” на областном уровне. Радостно видеть, когда детей удается по-настоящему заинтересовать моим предметом, возможно, это пригодится им в жизни, кем бы они ни стали. Обычно, если ребенок мотивирован на учебу, то он хорошо осваивает все предметы, главное — разжечь в нем интерес.

Дискуссия на страницах “НГ” о будущем и настоящем образовательного процесса в Беларуси только началась.
Поделитесь собственным мнением на этот счет.
Пишите на почтовый адрес редакции или на e-mail: info@ng.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter