О бизнес–инкубаторе

Дело молодое

Думаете, все лучшее уже придумано до нас? А как насчет знаменитого принципа «все гениальное — просто»? Пример — история американской официантки Александры Эбрахам, которая упала на работе, поскользнувшись на мокром полу. На тот момент типичная для ресторанов ситуация. Так сообразительная девушка придумала ноу–хау — специальные поддоны для индустриальных посудомоечных машин, которые решали вопрос с мокрыми полами, — и вскоре заработала свой первый миллион долларов. А вот уже более близкая история — российская: двое молодых маркетологов Ярославского моторного завода обнаружили, что многим потребителям нужны нестандартные дизель–генераторы. Арендовали помещение, закупили комплектующие, наняли рабочих... Несколько лет — и в списке их клиентов дочерние компании «Газпрома», «Транснефти» и «ЛУКойла».


У нас тоже многие молодые люди мечтают о собственном деле. Правда, зачастую курс на эту мечту натыкается на скопище айсбергов. Ольга Леошко, начальник отдела предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома, среди основных проблем называет поиск площадей и финансов. В последнее время все чаще встают еще две непростые задачки — надежные кадры и умение ими руководить. С первым «айсбергом» дела обстоят примерно так: у нас действует единственный льготный бизнес–инкубатор для молодежи по улице Чапаева в Минске, где сейчас нашли свое место под солнцем 125 фирм и более 60 индивидуальных предпринимателей. С деньгами ситуация заковыристее. Как вариант — безработному можно получить субсидию в службе занятости, сумма, правда, небольшая — до 1.000 долларов (однако факт: только в этом году исключительно на частный бизнес из бюджета было выделено 40 миллиардов рублей). Для большего стартового капитала придется, как говорится, напрячь мозги.


Причем в бизнес–инкубаторе можно находиться всего три года, в исключительных случаях — пять лет. Считается, что этого времени достаточно, чтобы встать на ноги и отправиться в свободное плавание. И примеры действительно есть: стартаперы сначала расширяются, потом перебираются в отдельные офисы, а особенно успешные выходят со своими идеями и товарами на экспорт. К слову, в следующем году в Минске должны появиться еще два бизнес–инкубатора в Октябрьском и Московском районах. Уже можно подавать заявки. Ирина Скорина, заместитель директора КУП «Молодежная социальная служба» сама владелица бизнеса и охотно помогает разобраться в этой системе другим: «Мы первые предложили исключительный формат типа опенспейс, то есть неизолированный, когда начинающему бизнесмену не обязательно снимать целый офис — на старте достаточно всего–то 5 — 7 метров. Нужно уединиться для встречи с клиентами? Предоставляем переговорную. Еще один важный момент — услуги грамотного бухгалтера и юриста, на которых не стоит экономить». Одно из замечаний специалиста, мягко говоря, насторожило: молодежь на самом деле стремится в собственный бизнес только на словах, а когда доходит до реальных действий, многие, увы, пасуют. Это как в американской поговорке: доллар — тому, кто придумал, десять — тому, кто сделал, сто — тому, кто продал.


Тем, кто все–таки осмелился сделать шаг в непростую сферу бизнеса, тоже рано праздновать победу. Одни молодые и активные уже, кажется, действительно научились–таки продавать себя и свои идеи. Поняли, что для успеха, как в старой доброй шутке, нужно работать не 12 часов в сутки, а головой. Ребята открывают кофебуки, где можно почитать новинки литературы, организовывают праздники, шьют одежду под собственным брэндом, открывают сети хостелов, делают переводы, предлагают эксклюзивные сувениры. Интересный момент: сегодня половина молодежного бизнеса в руках девушек. Вот и новый инкубатор в Московском районе планируют сделать исключительно для бизнесвумен...


Правда, слово «научились» подходит далеко не всем. Из 100 все–таки пустившихся по волнам бизнеса хорошо если 10 не бросают начатого на первом же этапе, едва промочив ноги в водовороте непростых предпринимательских реалий. Ольга Леошко подтверждает: многие фирмы существуют год–два, а затем самоликвидируются. Почему? Знаний маловато. Отсюда и проблемы с организацией работы, с качеством услуг и как результат — с клиентами. Скажем, открыл ты языковые курсы, но если желающие освоить немецкий или английский раз–другой разочаровались — сарафанное радио сработает мгновенно, неблагоприятные отзывы попадут в интернет, а значит, и к потенциальным клиентам. Словом, позади всегда оказывается тот, кто не умеет смотреть вперед.


Советская Белоруссия №212 (24349). Вторник, 12 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter