Делать то, что должен

Минская милиция не ожидает всплеска уличной преступности

Минская милиция не ожидает всплеска уличной преступности


Этот человек прошел путь от рядового инспектора дорожно–патрульной службы до начальника минской милиции. С его именем связаны многие новации во всех структурах, которые ему довелось возглавлять. Его энергии и целеустремленности впору завидовать... В гостях у «СБ» — начальник ГУВД Мингорисполкома Леонид ФАРМАГЕЙ.


Служить и защищать


— Леонид Константинович, когда вы покинули пост начальника УВД Витебской области, некоторые тамошние интернет–ресурсы с сожалением писали, что «ушел самый оригинальный и креативный начальник витебской милиции». Собираетесь ли вы и в Минске соответствовать этим эпитетам?


— С одной стороны, мне приятно слышать, что жители Витебщины так охарактеризовали мою деятельность, но с другой — я считаю, что люди должны исходить из других критериев, оценивая работу милиции. В основе их оценок должно лежать чувство собственной защищенности, а не креативность какого–либо милицейского руководителя и уж тем более не цифры отчетов. Приведу пример. Когда–то мы неимоверными усилиями добились снижения преступности среди несовершеннолетних на 6,5 процента. Хорошая цифра, казалось бы, можно радоваться... Однако тут же провели опрос среди жителей города и выяснили, что каждый второй человек опасается стать жертвой преступного посягательства как раз со стороны несовершеннолетних! Так способна ли цифра отражать реальную ситуацию?..


Я вам так скажу: цифры и эпитеты не важны, главное — чтобы минчане не почувствовали себя менее защищенными, чем раньше. Поэтому свою задачу вижу в сохранении, преумножении и совершенствовании традиций, заложенных Пискаревым, Пилипенко, Тарлецким, Раком, Кулешовым и другими руководителями минской милиции.


— Какие традиции вы имеете в виду?


— Главная из них — служить и защищать, несмотря ни на что. Минск не раз переживал тяжелые времена, но всегда находились люди, способные встать на защиту населения. Взять, например, 1947 год — время разгула послевоенного бандитизма. Милиционеру было некогда спать, потому что днем он работал на участке, а ночью брал револьвер и шел воевать с вооруженными бандитами. Сегодня спрашиваешь у ветерана: что побуждало так действовать? Ведь никаких особых льгот или прибавки к зарплате этот риск не давал. А он искренне удивляется: «Кто, если не я?» Теперь перенесемся из тех времен на 60 лет вперед, в декабрь 2008–го. Прапорщики 6–й роты патрульно–постовой службы Горячко и Матылицкий получают сигнал: вооруженное нападение на квартиру, расстреляна семья. Когда милиционеры обнаруживают преступника, тот немедленно открывает огонь на поражение. Вместо того чтобы искать укрытие и оттуда, находясь в безопасности, вызывать подмогу, сотрудники милиции вступают в перестрелку и уничтожают бандита. А вот тут я упомяну одну деталь... Прапорщик Матылицкий прослужил в милиции 23 года и это было его последнее дежурство. В такой день, наверно, можно было бы и поберечься... Но Матылицкий даже не задумался о том, что именно сегодня может не вернуться домой. Честно сделал то, что должен, — защитил людей. Вот такое самоотречение ради других, такую преданность службе я и называю главной традицией минской милиции.


Мечты сбываются


— Обнаружили ли вы узкие места или, если угодно, слабые звенья в работе ГУВД?


— Нет, я обнаружил как раз обратное: милицейский коллектив слажен и управляем, а начальники подразделений в целом соответствуют своим должностям. Очень волновала неукомплектованность службы участковых инспекторов, но я бы не назвал это узким местом, скорее, это проблема, которой сейчас уделяется наиболее пристальное внимание. Ведь эта служба наиболее близка к людям и в то же время наиболее уязвима в плане нагрузки. Благодаря руководству города мы сумели принять ряд мер, повышающих привлекательность работы участкового инспектора, и теперь можно рассчитывать, что нехватка участковых будет устранена, их ряды пополнят профессиональные и компетентные сотрудники.


— В то же время приходится слышать, что не все работники милиции довольны своим материальным положением...


— Вы слышали это от случайных в милиции людей. Пусть они уходят, освободят место для добросовестных и трезвомыслящих сотрудников, которые понимают, что на самом деле сегодня — самая благоприятная экономическая ситуация для службы в милиции. Столько внимания со стороны государства, как сейчас, никогда не уделялось органам внутренних дел. Вот в 1983 году передо мной стоял выбор: остаться сотрудником милиции с зарплатой в 93 рубля или пойти в грузчики с окладом в 220. А сегодня такого вопиющего дисбаланса в оплате труда не существует. Зарплата милиционера, пусть она не самая высокая, но ее достаточно для тех экономических условий, в которых мы живем. Опять скажу о деятельном участии городских властей в решении наших проблем: кроме прямого материального стимулирования, сегодня оперативно решаются вопросы со строительством жилья, льготным кредитованием, обеспечением служебными квартирами и проездными документами... И когда сегодня обычный сотрудник патрульно–постовой службы уходит в отпуск и подписывает у меня рапорт на отдых в Египте, я делаю это с чувством благодарности нашей стране за то, что в ней созданы такие условия для работников правопорядка. Да, понятно, семья откладывала деньги на отпуск, да, «горящая» путевка... но чтобы рядовой милиционер поехал отдохнуть на другом континенте — об этом раньше можно было только мечтать...


Нам некогда ждать


— Леонид Константинович, в Украине милицейские руководители прямо признали, что ожидают роста преступности в связи с мировым финансовым кризисом. А у вас какие прогнозы?


— Нам некогда сидеть и ждать роста преступности, мы работаем, чтобы его не случилось. Во–первых, сразу скажу, что мы не наблюдаем какого–либо осложнения оперативной обстановки в последние месяцы. Нет какого–либо всплеска преступлений в общественных местах. С начала года в Минске совершены три убийства, все они раскрыты. Во–вторых, надо помнить, что правопорядок на любой территории определяется не количеством совершенных преступлений, а способностью правоохранительных органов противостоять им. Так вот минская милиция сегодня в состоянии противостоять любым преступным проявлениям. У нас есть силы и средства для того, чтобы реагировать на все сообщения и просьбы людей, мы технически обеспечены, чтобы раскрывать преступления любой степени сложности. Поэтому, не размениваясь на пустые прогнозы, могу заверить минчан: они могут быть спокойны за свою безопасность.


— Что требуется при этом от самих жителей города?


— Не быть равнодушными. В том числе — и к собственной безопасности. Я постоянно бываю в трудовых коллективах и прошу людей вспомнить примеры из многочисленных фильмов, когда к незнакомцу на улице первым подходит американский шериф. Кто ставит его в известность о появлении чужака? Сами граждане. Там любой человек считает своим долгом позвонить и сказать: «Шериф, у нас тут появился подозрительный человек, который, возможно, угрожает безопасности моих детей или моего имущества». Что нам сегодня мешает наладить подобное взаимодействие общества и милиции? У нас, к сожалению, бывает по–другому: вечером хулиган пройдет, разобьет стекла в десятке автомашин перед окнами жилого дома и когда сотрудники милиции начинают опрашивать жильцов, те возмущаются, мол, почему их посмели побеспокоить... А мне бы хотелось, чтобы наутро из десятка квартир в милицию позвонили и сообщили приметы этого хулигана. Хотелось бы, чтобы человек понимал: если хулигана не остановить сегодня, когда он курочит чужую машину, то завтра он примется за твою... Пока, к сожалению, мы не наблюдаем массовых примеров открытой гражданской позиции. Хотя о некоторых случаях известно. Например, ваша газета недавно писала о человеке, который не поленился на своей машине поехать за виновником ДТП и помог его задержать.


— Это не единственный такой случай. Автомобилисты все чаще деятельно реагируют на чужие нарушения...


— И это объяснимо. Дело в том, что в плане взаимодействия с общественностью Госавтоинспекция сегодня на голову опережает все прочие милицейские службы. Вот примерно на таком уровне должны быть налажены отношения всей милиции с населением. Посмотрите, сотрудники ГАИ везде: и на различных акциях самодеятельных клубов, и на соревнованиях автомобилистов, и на встречах с водителями... Они готовы отвечать на вопросы, открыты и доброжелательны. Отсюда и рост доверия к ним. Кстати, акции, которые мы затеваем в последнее время, тоже нацелены на то, чтобы было больше единомышленников у милиции.


«Вы изумительные люди!»


— Но ведь у этих акций есть и конкретный эффект. Я слышал, что в дни проведения акции «Минск — город трезвости» не было зарегистрировано ни одного тяжкого преступления...


— Конечно, мы нацелены на определенный результат. Но в то же время главная задача — растормошить людей, показать, что мы не замалчиваем проблему, а призываем граждан задуматься над ней вместе с нами.


— Однако отзывы на последнюю акцию «Пить — в семье не жить», когда алкоголиков под оркестр отправляли в ЛТП, получились неоднозначными...


— Но ведь это были отзывы! Это всколыхнуло, заставило тысячи людей обсуждать проблему! При этом каждый, при всей полярности оценок, понимал, что милиция не собирается закрывать глаза на алкоголизацию общества. Общественный резонанс, который получила эта акция, уже сам по себе является ее положительным итогом. Да и музыка, если правильно понимать, была не ради какого–то злорадного торжества. Она была знаком того, что люди, осознавшие свою беду и отправляющиеся лечиться от алкоголизма, делают, возможно, первые шаги к избавлению от пагубной привычки. Первые шаги к нормальной жизни. Чем не повод для оркестра? Что в этом плохого?


— Ожидаются ли подобные акции впредь?


— Конечно! С февраля вступает в силу закон о профилактике. Это очень важная веха, я считаю, не только для милиции, но и для всего общества. При этом именно от милиции зависит, чтобы все силы — главы администраций, идеологические органы, общественные организации — объединялись для решения какой–либо проблемы. Здесь важно ничего не упустить... Например, мы десять дней просили минчан, чтобы они сделали 18 декабря днем повышенной безопасности дорожного движения... Десять дней работали, и люди подошли к нашим увещеваниям очень ответственно и дисциплинированно: в этот день в Минске не случилось ни одного ДТП с пострадавшими, а количество обычных происшествий снизилось. И вот тут мы упустили один момент: после подведения итогов следовало еще десять дней благодарить людей. Везде говорить: товарищи, вы такие молодцы! Вы откликнулись и не допустили нарушений! Значит, можем!.. К сожалению, тогда мы этого не сделали. Поэтому, пользуясь случаем, скажу сейчас: минчане, вы изумительные люди! Спасибо вам!

 

Фото Евгения Сачека.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter