Дефицитные танки, или Как снимали популярные сериалы о войне

«Войну хорошо снимать с точки зрения освоения профессии, — говорит Сергей Урсуляк. — Но очень сложно. Сложно снимать сотни людей зимой, в руинах. Такие фильмы трудно делать — и, наверное, нелегко смотреть. Но смотреть надо». Под словами режиссера могли бы подписаться создатели многих сериалов о войне…

Владислав Галкин (в центре) в сериале «Диверсант. Конец войны» играл, преодолевая мучительную боль в ноге
Пресс-служба Первого канала

Бетономешалка — друг костюмера

При работе над экранизацией романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» актерам было тяжело эмоционально: приходилось играть пиковые состояния души, ведь герои смотрели в лицо смерти, теряли любимых. Мучились они и физически. «Сережа Пускепалис, исполнявший роль капитана Грекова, провел в неотапливаемом доме четыре месяца — съемки шли поздней осенью и зимой с утра до ночи. Саша Балуев, играющий политработника Крымова, в грязи наползался. Лику Нифонтову мы на кладбище сунули в сугроб и два часа оттуда не вынимали», — говорит режиссер Сергей Урсуляк. Нифонтова с ужасом рассказывала, как лежала на морозе на кладбище под Рязанью на протяжении шести ­дублей. На съемочной  площадке актриса, к слову, отметила 5 марта свой день рождения.  Все сцены с Ликой тогда уже были отсняты, но ей хотелось встретить праздник вместе с любимым мужем Сергеем Урсуляком и киногруппой. Кстати, члены съемочной группы подарили актрисе реквизитный вещмешок, набитый тушенкой и перловкой, — один из двухсот мешков, использовавшихся в картине.

Александр Балуев в роли политработника Крымова в сериале «Жизнь и судьба»
Пресс-служба канала Россия 1

Художники по костюмам на военных сериалах должны одеть и обуть сотни солдат. Вот и на проекте «Жизнь и судьба» требовалась форма для двухсот советских рядовых и офицеров и двухсот фашистов. Одежду надо было не только найти, но и сделать такой же грязной, какой она была у солдат, месяцами живших в окопах. А как в сжатые ­сроки качественно изгваздать и протереть до дыр 400 комплектов формы? Помог опыт коллег, работавших на картине Карена Шахназарова о танкистах «Белый тигр»: они закладывали одежду в бетономешалку и проворачивали ее с керамзитом! Форму для гитлеровцев арендовали в польской фирме, честно предупредив: берем новую, а вернем в ужасном состоянии. И не обманули. Поляки чуть не заплакали… от радости — ведь и в других картинах солдаты тоже воюют в грязных окопах и ползают по-пластунски, значит, спрос на форму будет. Съемки некоторых батальных сцен из-за того же «Белого тигра» пришлось перенести с марта на декабрь: все имевшиеся на «Мосфильме» танки забрал Шахназаров, начавший работу раньше, и Урсуляку пришлось 9 месяцев ждать, пока освободится дефицитная техника.

Чтобы получить танки для съемок, режиссерам иногда приходится вставать в очередь
Пресс-служба Первого канала

Мотоциклист поневоле

Актерам приходится также учиться управлять автомобилями 1940-х годов, что сложно, если ты всю жизнь водил современные иномарки, — но в сто раз сложнее, когда не умеешь водить вовсе. Так, Евгений Миронов ради сериала «Пепел» брал уроки вождения мотоцикла — его герой, превратившийся из вора по кличке Пепел в честного советского офицера, ездит на выпущенном в 1930-х мотоцикле с люлькой. Антикварное транспортное средство, арендованное у коллекционера, плохо слушалось народного артиста. И в первый же съемочный день Миронов врезался в ЗИЛ! Благо ехал Евгений медленно, и его всего лишь тряхнуло. В другой раз актер не вписался в поворот, но тоже все обошлось. В паузах между съемками Евгений наведывался в больницу на лечебный массаж: незадолго до работы над фильмом ему делали операцию на колене, и надо было восстановливать сустав. И все же многие трюки, за исключением самых сложных, Миронов выполнял сам, даже дрался на подножке едущего вагона. Часто обходился без дублера и его партнер по сериалу Владимир Машков, сыгравший красноармейца, у которого Пепел перед войной забрал документы, а заодно и жизнь, и любимую жену. Кстати, поначалу роль Пепла предложили Машкову, а сделать честным красноармейцем хотели Миронова. Но актеры посчитали такое распределение ролей банальным и поменялись героями.

На съемках «Апостола», где Евгений Миронов играет две роли — разведчика Петра и его близнеца, учителя Павла, — загорелась машина. Случилось это так.  Евгений Миронов и Николай Фоменко, игравший капитана НКВД, выезжали в раритетном автомобиле ГАЗ М-1,  и неожиданно из-под капота посыпались искры и повалил дым. Как выяснилось: старый «газик» не выдержал нагрузки, и у него вспыхнула проводка. Машину быстро потушили, а чтобы не терять времени, ее не стали ремонтировать, а привязали тросом к современному автомобилю — так и досняли сцену. Для съемок в «Апостоле» Миронову пришлось научиться боксировать и прыгать с парашютом. Он без каскадеров бегал по крыше движущегося вагона, а параллельно шел электровоз, с которого эту сцену снимал оператор.


Снявшись в нескольких военных сериалах, Евгений Миронов стал опытным стрелком...
Пресс-служба Первого канала

...а готовясь к съемкам в сериале «Апостол», овладел азами бокса
Пресс-служба Первого канала

180 дней на одной ноге

В скольких драках и погонях снялся ныне, увы, покойный Влад Галкин — не сосчитать. Но работая над сериалом «Диверсант. Конец войны» (там актер сыграл капитана Калтыгина), он получил травму, что называется, на ровном месте. На второй день съемок Влад в сцене погони прыгнул с обрыва — и приземлился на торчавший из земли рельс, незаметный в траве. Медики решили, что  у Влада растяжение, и он продолжил сниматься в бандаже и на обезболивающих уколах. 180 дней Галкин мужественно играл, стоя на другой, здоровой ноге,  и снимался даже в драках. Сценарий переписали, придумали, что герой Влада неудачно приземлился и повредил ногу. Только в Москве актер узнал, что у него не растяжение, а разрыв связок. Галкину сделали операцию и — о ужас! — занесли стафилококк. Владу пришлось перенести еще с десяток операций и, наконец, заменить коленный сустав на протез…

В роли Берлина в этом сериале снялся польский город Вроцлав — такое в фильмах случается сплошь и рядом. Но сериал «Крепость» — телеверсию фильма «Брестская крепость» — действительно снимали в крепости-герое. Перед сценами взрывов иногда проводили разминирование — находили неразорвавшиеся со времен войны снаряды. Позже в музее крепости сделали экспозицию, посвященную съемкам. В нее вошла и форма героя Андрея Мерзликина — лейтенанта Кижеватова, и пострадавшая от взрыва труба юного музыканта Саши Акимова, роль которого сыграл Алексей Копашов.

Елена ФОМИНА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter