Дай миллиончик!

Что стоит за финансовыми проблемами белорусских клубов?

Что стоит за финансовыми проблемами белорусских клубов?


На безденежье, как говорится, и рубль — клад. Однако спортивные клубы у нас больше привыкли следовать логике товарища Бендера, который на мелочи не разменивался: «Лично мне необходим миллион, и я бы взял частями, но мне нужно сразу», — утверждал он и действовал, действовал, действовал...


В хоккее сигналы SOS белорусские команды подают едва ли не каждый год. Это очень странно и в некоторой степени непонятно. Тем более если учесть, что такого «шоколада», который испытывают хоккеисты благодаря известному указу Президента о поддержке хоккейных клубов, больше в стране не имеет, пожалуй, никто. И это не пустые слова. Приехал как–то наш корреспондент по одному из таких бедственных адресов, зашел, как и положено, к директору клуба. Тот полчаса ему выкладки какие–то делал, документы показывал, упирал на то, что игрокам за квартиры платить нечем, все разваливается, изба покосилась и мысль только об одном — не помереть голодной смертью. При этом костюмчик на нем сидел отлично, новые начищенные туфли за... (цифру поставьте сами) он стыдливо прятал под стол, а потом вышел на улицу, сел в свой черный автомобиль представительского класса и был таков. Куда помчался? Что–то подсказывало, что не мерзлую картошку в поле собирать.


И вот очередная безденежная история — на сей раз с ХК «Витебск». История другая — о помощи взывает не руководство (те как раз пытаются действовать), а игроки. Они негодуют: «Взаимопонимания с руководством нет, с конца сентября не видели ни премиальных, ни положенных по контракту денежных бонусов...» Суть проста: клуб не выполняет перед хоккеистами финансовых обязательств. А еще пишут, что у хоккеистов нет клюшек. В ответ по Витебску прошел слушок, что где–то кто–то якобы постановил установить для игроков команды потолок зарплаты, равный 2 (двум) тысячам долларов.


Пан атаман и золотой запас


Сергей Марченко, начальник управления по физической культуре спорту и туризму Витебского облисполкома на контакт пошел охотно:


— Из бюджета на развитие хоккея средства выделяются, но они идут не на зарплату игрокам ХК «Витебск», а на детскую спортшколу, — говорит он, и криминала в его словах разглядеть не удается. — У взрослой команды есть спонсоры, которые ежегодно заключают договоры и перечисляют деньги. «Витебскоблгаз» и «Витебскэнерго» — основные организации, оказывающие материальную поддержку ХК «Витебск», — договоры на этот год пока не подписали. Они не отказываются, однако до тех пор, пока не сформирована цена на нефть и газ, поступающие из России, их республиканское руководство не утверждает спонсорские соглашения. В новополоцком «Химике»–СКА, тоже зависящем от концерна «Белнефтехим», такая же ситуация. Об этом знает председатель облисполкома. Он обещал помочь. Хотя я не исключаю, что клубам, чтобы улучшить финансовое положение, придется продать кого–то из игроков...


Ситуация в мировом масштабе вполне привычная, в большинстве стран нет государственных дотаций и клубы держатся на плаву своими силами: выживает самый ловкий и сильный, это закон не только спорта — это закон жизни.


Владимир Базеко, руководитель хоккейного клуба «Витебск», проблемы финансов не отрицает, но и причин кричать на всю страну «караул!» не видит.


— Зарудный, Полоницкий и Винокуров — игроки, озвучившие в прессе сложности, возникшие с выплатой премиальных, в Витебске не первый год и до сих пор получали все причитающиеся им деньги до копейки. К слову, зарплату мы всегда выплачивали и выплачиваем в полном объеме. По меркам нашей страны это хорошие деньги. Не самые большие в белорусском хоккее, но, поверьте, игроки и их семьи не бедствуют. А вот с премиальными действительно есть трудности. Последние премии мы выплатили в октябре 2008–го. С тех пор накопилась задолженность за 23 игры.


Заверяю: клуб намерен рассчитаться по премиальным, но, когда это произойдет, сейчас сказать не могу. Так как сейчас спонсоры не имеют юридических оснований перечислять нам деньги, мы оформляем кредит, чтобы выплатить игрокам зарплату. Никаких репрессий в отношении тех, кто высказывался в прессе, мы предпринимать не намерены. Единственное, хочу напомнить ребятам, что в контракте, где они, как правило, читают только раздел «обязанности клуба», есть еще пункт 3.16. Там говорится о «нанесении морального вреда клубу». И наказание здесь может быть ощутимым. В том числе в финансовом плане.


Я понимаю, что в сложившейся обстановке необходимо искать дополнительные источники дохода. В прошлом году, например, на сдаче в аренду автобуса, на рекламе и продаже игроков хоккейный клуб (не путайте с ледовым дворцом, который является отдельной самоокупаемой структурой) заработал 389 миллионов рублей. Это большая цифра. Зарабатывать надо, не спорю. Но этих денег не хватит, чтобы содержать команду. Во всяком случае, в Беларуси я не знаю ни одного хоккейного клуба, который обходился бы без спонсоров.

 

Сож не обмелел


Между нами говоря, едва ли не каждый второй сигнал финансового бедствия оказывается дутым: это или сведение счетов, или газетчики переусердствовали в поиске сенсаций, или попытка добыть для себя дополнительный куш, пропиариться — в конце концов, такое тоже бывает.


«Маленькая неприятность», с которой начался баскетбольный год, многими любителями спорта была воспринята близко к сердцу. В очередном туре чемпионата страны гомельский «Сож» не нашел денег, чтобы доехать до Могилева. Вроде и соперники не против, и федерация вошла в положение... А осадок остался.


С одной стороны, тоже мне событие. Ну не поехали сегодня — поедут завтра. С другой — не симптомы ли это хронической болезни? Тем более что осложнения уже были («Сож» обмелел?», 22.02.2008 г.). Меньше года назад случился скандал из–за невыплаты зарплат игрокам и тренерам. Тогда был уволен «за саботаж» главный тренер «Сожа» Леонид Гребеньков, освобожден от должности председатель ГОСО «Гомельский баскетбол» Николай Кулага.


Вообще–то в Указе Президента «О дополнительных мерах по развитию игровых видов спорта» в качестве спонсоров команды «Сож» значатся сразу 8 организаций, в том числе 4 крупных завода и даже белорусско–вьетнамская фирма. Куда же делись деньги?


Нынешний председатель Гомельской общественной спортивной организации «Баскетбольный клуб «Сож» Анатолий Рогозенко далек от трагического заламывания рук:


— Да не случилось ничего страшного! Мы всего лишь в соответствии с регламентом попросили о переносе игры — она, кстати, состоится в Могилеве в следующий вторник. Да, был «технический сбой» с перечислением денег на поездку. Связан он был с тем, что начало года, новый механизм и прочие моменты... Это все решаемо.


Подсунутый корреспондентом «СБ» список спонсоров, впрочем, Рогозенко слегка откорректировал, вычеркнув трех из восьми, — реальной помощи от них баскетболисты так и не дождались. Еще одно предприятие отделывается символической суммой, зато остальные делают все возможное, «невзирая на» и «понимая важность». И областные власти всячески содействуют.


Что до размеров ассигнований на мужскую и женскую команды, то в ГОСО «Баскетбольный клуб «Сож» стараются выражаться на этот счет максимально тактично. Да, «Сожу» не по силам равняться на богатых «Виталюр» или «Минск–2006». Мягко говоря, не до покупки легионеров. В то же время перечисляют звездных гомельчан, играющих в Осиповичах, Гродно, Минске. Мол, было бы финансирование помощнее, удалось бы вернуть на родину и Максимова, и Скадана, и Ефремова — тогда Гомелю просто не было бы равных в чемпионате.


Статус кво?


На ринг вызываются


Александр ЗАРУДНЫЙ, вратарь ХК «Витебск»:


— В этом году пока выступаем практически задаром. Нам четко дали понять, что начиная с января в связи с финансовым кризисом можем вообще остаться без премиальных.


Василий ПОЛОНИЦКИЙ, капитан ХК «Витебск»:


— Ситуация, в которую попал «Витебск», близка к критической. У клуба нет клюшек, их осталось всего 15. Нет медикаментов, по всем фронтам сплошные долги…


(Цитаты из газеты «Прессбол».)


Сергей Марченко, начальник управления по физической культуре спорту и туризму Витебского облисполкома:


— Не исключаю, что клубам, чтобы улучшить финансовое положение, придется продать кого–то из игроков...


Владимир Базеко, руководитель хоккейного клуба «Витебск»:


— Никаких репрессий в отношении тех, кто высказывался в прессе, мы предпринимать не намерены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter