Антимонопольное расследование, контрольные мероприятия: жесткие дискаунтеры должны работать по правилам

Давайте расставим проценты

Говорят, маркетологи обожают красный цвет. И неспроста: потребитель на него особенно падок. Ведь «яркие» скидки приносят ему радость от покупки и ощущения выигрыша. Но так ли это на самом деле? Что в реальности скрывается за низкими ценами? Экономя копейку, не теряет ли покупатель рубль, приобретая не очень качественный товар? В конце февраля министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович во время итоговой коллегии заявил, что нарушения, которые выявляются в так называемых жестких дискаунтерах, вызывают нарекания не только у потребителей и конкурентов, но и у регулятора. И добавил, что совместно с Госстандартом, Минздравом будут приниматься соответствующие меры. Какие проблемы дискаунтеры создают для других участников рынка? Почему растет количество таких магазинов? Какие риски несет для потребителей продукция из магазинов низких цен? «Р» вместе с экспертами постаралась разобраться в ситуации.

Дискаунтеры в первую очередь руководствуются конъюнктурой рынка и наличием потребительского спроса.

Сначала было слово

По данным торгового реестра, продовольственных дискаунтеров в стране около 800. Площадь их составляет чуть более 232 000 квадратных метров. Удельный вес дискаунтеров в общем количестве продовольственных магазинов — примерно 4–5 процентов. За последний год их число выросло на 96 единиц. Цифра в масштабах страны не такая большая, но стоит признать: тенденция роста налицо.

Обычно истории их открытия начинаются с регионов. Компании сперва осторожно испытывают провинциального покупателя и, почувствовав интерес, бросаются на освоение столицы. В Минске, как правило, открываются в последнюю очередь. Что поделаешь, конкуренция.

Начальник отдела методологии управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак объяснила нам само определение дискаунтеров.

— По сути, это магазин, в котором реализуются товары по более низким ценам за счет сокращения затрат на их хранение, реализацию, оказание услуг, — говорит она. 

Все просто. Цены в дискаунтерах, как правило, ниже, чем в магазинах шаговой доступности либо крупных гипермаркетах. При этом в дискаунтерах товар может стоять не на аккуратно оформленных стойках, а просто быть сваленным на деревянных поддонах-палетах, да и обслуживание будет здесь не как в обычном магазине. Продавца при необходимости покупатель может и не докликаться. Что поделаешь, издержки формата, который предусматривает, что персонала там может быть минимум.

Цены, впрочем, действительно радуют. Например, в одной сети продовольственных дискаунтеров они, как правило, на 20–30 процентов ниже среднерыночных, на что оператор каждый раз особо намекает, рекламируя свой товар. Вообще, по закону субъекты торговли вправе самостоятельно определять виды и типы торговых объектов, порядок и условия осуществления торговли, ассортимент реализуемых товаров и цены на них (за исключением случаев государственного регулирования цен). Конечно, в первую очередь они руководствуются конъюнктурой рынка и наличием потребительского спроса. Другие какие-либо специальные требования к работе дискаунтеров законодательством не определены. 

— Вместе с тем, учитывая активное развитие магазинов таких форматов в настоящее время, МАРТ проводит анализ их деятельности, по результатам которого будут определены четкие критерии, какой магазин действительно может называться дискаунтером, а какой нет, — отмечает Ирина Шпак.

Что в реальности скрывается за низкими ценами?

А был ли демпинг?

В управлении торговли, АПК, промышленности, строительства и природных ресурсов МАРТ сообщают: уже начато антимонопольное расследование в отношении некоторых из субъектов одной торговой сети, позиционирующей себя в качестве жестких дискаунтеров. В чем же дело?

Ассоциация розничных сетей направила в МАРТ письмо. Выдержка из него: торговая сеть, «используя непрозрачные схемы приобретения товаров, демпинг, то есть продажу товаров по цене ниже фактической себестоимости приобретения данного товара, обеспечивает себе высокие продажи (преимущественно импортных товаров)». 

— Это может указывать на признаки нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, которая выразилась в реализации товара по цене ниже цены фактического приобретения, — объясняют в МАРТ.

По результатам проведенного расследования действиям дискаунтеров будет дана оценка с позиции антимонопольного законодательства.

Экономия на качестве 

— Реализация продукции с истекшими сроками годности, указание в маркировке сведений, вводящих потребителей в заблуждение относительно наименования, состава продукции и других обязательных сведений, обеспечивающих ее идентификацию, нарушения показателей безопасности, — перечисляет нередкие нарушения, выявляемые инспекциями Госстандарта, заместитель начальника управления госнадзора за техническими регламентами и метрологического контроля Госстандарта Ольга Мажейка

Справедливости ради стоит отметить, что аналогичные нарушения обязательных требований к продукции фиксируются как в магазинах с низкими ценами, так и у известных крупных ретейлеров.

— Продукция, не соответствующая обязательным требованиям, запрещается к реализации и изымается из обращения. Опасная продукция запрещается к ввозу и обращению на территории страны. А к субъектам хозяйствования, должностным лицам применяются меры административного воздействия. Надзорными органами применяются достаточно жесткие меры по защите белорусов от небезопасной продукции. Вместе с тем потребителям при совершении покупок следует обращать внимание на информацию, приведенную в маркировке товаров, сроки годности, состав продукта и его наименование. Согласитесь, что ожидать сходных потребительских свойств, например, у сыра и сырного продукта, молочного и молокосодержащего продукта, колбасы и изделия колбасного довольно сложно, — заключает Ольга Мажейка.

В том, что для дискаунтеров характерны все те же нарушения, что и для прочих объектов, заверяет и отдел координации контрольной деятельности МАРТ, который проводит проверки по Закону «О защите прав потребителей» и постановлению № 703 «О правилах продажи отдельных видов товаров». Начальник отдела Кирилл Слабко рассказывает:

— Выявляются факты несоблюдения ассортиментного перечня. Для дискаунтеров невыполнение его обычно выше, чем для обычного магазина. В обычных магазинах не экономят на способах выкладки товара и работе мерчендайзеров, представленность товаров значительно шире. В дискаунтерах же ограниченный ассортимент определенной товарной группы. Что касается реализации товаров с истекшими сроками годности, такие факты тоже есть. Однако в таком же проценте, как и в обычных магазинах. Это вопрос сугубо исполнительной дисциплины работников торгового объекта на предмет контроля качества выкладываемого на прилавок товара. Иные нарушения, такие как несоблюдение порядка оформления либо отсутствие ценников, непредставление предусмотренной законодательством информации о товаре или продавце, отсутствие бейджей у сотрудников и ряд других, которые с долей условности нельзя отнести к категории грубых, встречаются в дискаунтерах так же часто, как и в обычных магазинах.

В отношении субъектов в первую очередь принимаются меры профилактического характера. При этом для назначения проверки законодательством определены достаточно жесткие основания. Таким образом, на практике контрольная деятельность преимущественно строится в форме мониторингов — анализа состояния объекта, его деятельности с последующим вынесением рекомендаций.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталия ШАБЛИНСКАЯ, исполнительный директор некоммерческого объединения «Ассоциация розничных сетей»:

— Дискаунтер не предлагает торговую услугу в общепринятом смысле. Как потребитель я могу сказать, что в магазинах порой продается товар сомнительного качества, так как не все компании с вниманием относятся к стандартам. Нельзя заманивать людей ценой, не давая в продукте здоровья. Этика и ответственность продавца должны обязательно присутствовать.

Нас беспокоит отсутствие единообразия в законодательном подходе. Сегодня в торговых сетях, не входящих в ассоциацию, во-первых, абсолютно непонятно ценообразование, во-вторых, есть несоблюдение ассортиментных перечней. В то время как члены ассоциации скрупулезно работают над ценами, торговыми наценками и предложением. К примеру, «Евроторг» имеет такой формат магазинов, как дискаунтер, добросовестно исполняет законодательную базу.

malyshchyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter